Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

Другая психология » Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

По определению Н.Я Соловьева, семья - это “малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство” [1].

Изучение семейных взаимоотношений осложнено многими факторами:

Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.

В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а так же их изменчивостью, отсутствием четких контуров.

Актуальность работы:

заявленная тема актуальна, так как о повторных браках в последнее время мы слышим все чаще и чаще. У многих людей после развода либо после потери одного из супругов остаются дети. Часто появляется вопрос, быть ребенку и папой и мамой одновременно, либо создать новую семью, чтобы у ребенка были реальные и папа и мама. И вот именно здесь чаще всего появляется множество проблем.

В процессе изучения взаимосвязей между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношениях в семьях, воспитывающих сиблингов от разных браков, открываются перспективы дальнейшего исследования различных аспектов этой проблемы.

Цель исследования:

изучить взаимосвязь между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследуемой проблеме.

2. Изучить особенности взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

3. Исследовать сиблинговые взаимоотношения в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

4. Изучить взаимосвязь особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Объект исследования:

семьи, воспитывающие двух сиблингов от разных браков.

Предмет исследования:

взаимосвязь особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Гипотеза исследования:

существует достоверная связь, выражающаяся в зависимости между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, психодиагностические методы, корреляционное исследование.

Диагностические методики:

Опросоник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор Марковская И.М.)

Методика диагностики сиблингового общения (мод. Кравцовой М.В.)

Методы математической и статистической обработки:

количественный и качественный анализ данных, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследовательской работы

средняя общеобразовательная школа №30. В исследовании приняли участие учащиеся 40 семей, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Другие статьи:

Социализация младшего школьника
Рассмотрев понятие «социализация» нам необходимо рассмотреть, как же она протекает в младшем школьном возрасте. Но сначала обратимся непосредственно к самому младшему школьному возрасту с точки зрения педагогики (В.Р.Ясницкой) и с точки ...

Понятие общих и специальных способностей
Способности - индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности. Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и про ...

Проблемы адаптации в системе межличностных отношений и самооценки как составляющих возрастного кризиса ранней юности
Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе. Адаптация включает в себя следующие подвиды: · физиологи ...