Взаимосвязь дисциплины "Деловое общение" и науки "Социальная психология"

Другая психология » Взаимосвязь дисциплины "Деловое общение" и науки "Социальная психология"

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Очевидно, что человек становится человеком только в общении, ибо естественным способом существования человека является его неразрывная связь с другими людьми.

Главными средствами общения являются язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки (любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида: 1) интенциональные – специально используемые для передачи информации; 2) неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент и т.д.).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:

· «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

· Формально-ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

· Светское общение – определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

· Манипулятивное общение – направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

· Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личности собеседника.

· Деловое общение, направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания отношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) – определяется служебными и социальными статусами людей; 2) неформальное общение (личностное) – определяется их личными статусами и личными целями.

Ролевое и личностное общение переплетаются и могут переходить одно в другое.

Следовательно, общение — сложный многогранный процесс, включающий ряд функций:

· формирование определенных образцов и моделей поведения;

· взаимодействие людей, их взаимовлияние друг на друга;

· обмен информацией, ее передача и усвоение;

· формирование доверительных отношений между людьми;

· взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

· формирование и развитие образа внутреннего «Я» человека.

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

Цель человека при общении входит в один из четырех типов: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2) цель общения заключена в самом взаимодействии субъектов; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) цель общения – приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:

При этом в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Другие статьи:

Вывод
Вследствие проведённого мной эксперимента и наблюдений выяснилось, что секта мормонов является деструктивной религиозной организацией, влияние которой пагубно отражается на психическом и духовном здоровье тех, кто в неё попадает. У этой ...

Основные подходы к определению темперамента
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с развитием его биологических ...

Анализ степени выраженности различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении
При решении данной задачи использовались результаты опросника «Виды лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3). Для определения степени выраженности видов искажения информации о себе у курсантов в межличностном общении нами ...