Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи

Другая психология » Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи

Актуальность исследования.

Психология понимания и распознавания лжи, много лет разрабатывалась на Западе. Значительная часть исследований в зарубежной психологии была посвящена выявлению конкретных поведенческих признаков лгущего человека, а также изучению детектора лжи (П.Экман,

У.Фризен, А.Мехрабиан и др.). А для российской науки область исследования лжи является относительно новой и мало изученной. В отечественной психологии наиболее известны работы по психологии лжи Ю.М.Жукова, В.В.Знакова, С.И.Симоненко [18,26,52]. В последнее время в российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи. Важность этой проблемы очевидна: различные проявления лжи, обмана, неправды (манипуляции, мошенничество) постоянно обнаруживаются в ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях. Это может привести к усилению тенденций взаимной недоверчивости в среде, в обществе. Если несколько лет назад анализ причин лживости детей и взрослых занимал в основном педагогов и юристов, то сегодня данная проблема интересует представителей самых разных специальностей – социологов, философов, специалистов по маркетингу, имиджмейкеров.

Новизна проблемы.

В работах отечественных психологов, как правило, ставится вопрос о способах выявления признаков лжи, что несомненно является важным с прагматической точки зрения, но мало уделяется внимания разграничению разных видов лжи (наиболее полно и подробно описаны и разграничены виды лжи И.П.Шкуратовой) [65], мало затронута проблема отношения ко лжи, а также соотношение ситуативных и личностных факторов лжи. Поэтому новизна данной работы обусловлена выбором в качестве предмета исследования отношение ко лжи. На методическом уровне новизна проявляется в выборе новых методик для диагностики индивидуальных особенностей отношения к своей и чужой лжи.

В связи с этим целью

нашего исследования было изучение влияния черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

теоретические:

1. проанализировать представления о феномене лжи в отечественной и зарубежной психологии;

2. проанализировать теоретические и эмпирические данные о личностных детерминантах отношения индивида ко лжи в своем и чужом поведении;

методические:

3. проверить диагностические возможности опросника «Виды лжи» для выявления склонности к разным видам лжи;

4. проверить диагностические возможности опросника «Отношение ко лжи» для определения отношения человека к различным видам чужой лжи;

эмпирические:

5.

исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении.

6. исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи.

7.

выявить мотивацию лжи, которую курсанты приписывают себе и другим.

8.

исследовать взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к своей и чужой лжи.

Предметом

нашего исследования является отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с чертами личности.

Объектом

исследования выступила выборка из 60 человек: 30 респондентов мужского пола и 30 – женского. Возраст: 19-20 лет. Курсанты 3-его курса, Новочеркасского военного института связи.

Гипотезы исследования: 1.

Юноши и девушки различаются по частоте применения ими различных видов лжи в межличностном общении и по реакциям на проявления лжи в чужом поведении.

2.

К социально приемлемым видам лжи как у юношей, так и у девушек наблюдается более снисходительное отношение.

3.

Черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении, а также на отношение ко лжи в чужом поведении.

Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методы и методики:

· Опросник «Виды лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи.

· Опросник «Отношение ко лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи.

· Личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16 FPI) вариант опросника – А (содержит 187 вопросов).

· Методы математической статистики: ранговый коэффициент корреляции Ч.Спирмена для выявления связи между переменными. Применена программа статистической обработки данных SPSS 12.0.

Научная значимость работы состоит в получении новых данных о видах искажения информации молодёжью, а также в определении личностных свойств, оказывающих влияние на отношение к конкретным видам лжи. Это позволяет глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований современной молодежи. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и эмпирические результаты дают возможность разработки программы воспитательных воздействий и методических рекомендаций для педагогов, а также родителей по созданию условий в семье, обеспечивающих процесс формирования установки на правдивое поведение. Апробированные методики могут применяться в индивидуальных консультациях при решении внутриличностных, межличностных проблем.

Другие статьи:

Анализ результатов экспериментального исследования
Рассмотрим полученные результаты диагностики. Результаты, полученные по «Тесту-опроснику удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко представлены в Приложении 3. На рис. 1 и рис. 2 представлено распределение семе ...

Виды памяти по характеру психической активности
По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память. Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе ...

Основные закономерности возрастного развития
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития. Психическое развитие осуществляется под ...