Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

Другая психология » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

Актуальность. Все человеческие проблемы начинаются и заканчиваются в семье. Семья сложный и одновременно целостный организм, который функционирует по определенным законам, имеет свои стадии развития и свои «подводные камни».

В последние несколько десятилетий представления о том, что такое семья, каковы в ней роли мужчины и женщины, о том, как семья должна быть устроена, начали сильно изменяться.

Раньше все было просто. Создание семьи считалось безусловной ценностью. Особенно для женщин было важным выйти замуж до определенного возраста, создать семью, родить и воспитать детей. Иначе они считались неполноценными. Более того, из поколения в поколение передавались правила жизни семьи. Мужчина был единоличным главой семьи, женщина должна была его слушать, играя роль подчиненного. Женщина занималась хозяйством и детьми, а мужчина зарабатывал деньги, строил карьеру, реализовывал себя. Младшие должны были беспрекословно подчиняться старшим, мнение детей мало учитывалось. Ценность семьи как целого была большей ценностью, чем отдельного ее члена.

Но постепенно, с конца ХІХ века, эта модель начала изменяться. Большие патриархальные семьи, где проживали совместно несколько поколений, рушились (в основном по причине большого переселения людей в города).

Женщины начали работать, проявлять себя, развивать свои способности, делать карьеру, зарабатывать деньги, принимать участие в жизни общества. Демократичность в отношениях стала провозглашаться одной из базовых ценностей.

Ценность семьи и принадлежность к ней стала в наше время значительно ниже. Разрушить семью раньше, было практически невозможно – церковь и общество этого не допускали. С началом разрешения разводов супругов, ранее существовавшее равновесие жизни было нарушено. Старые модели отношений уже не действуют.

Одновременно люди стремятся создать семью. Они влюбляются, женятся, рожают детей – объединяются в семьи в поисках тепла близости, понимания, поддержки и защищенности. Им труднее быть вместе, нежели их бабушкам и дедушкам, которые более-менее знали, как жить в семье. Многие из вступающих в брак ищут удовлетворения только собственных потребностей, не желают мириться с потребностями и желаниями второй половины, ведь сегодня легче уйти, чем изменить себя.

Переход к рыночной экономике и изменение форм собственности в странах бывшего Советского Союза, привели к стремительному развитию деятельности в различных сферах бизнеса, которая привлекает не только мужчин, но и женщин. Указанная деятельность, как правило, связана с увеличением длительности пребывания на службе (командировки, ненормированный рабочий день, деловые встречи в вечернее время и пр), что может вызывать недовольство одного из супругов.

Анализ литературы свидетельствует о том, что проблема влияния профессиональной деятельности супругов на характер их взаимоотношений в последнее время все больше интересует психологов. Эту проблему изучали Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская, В.П. Левкович, О.М. Разумникова, однако она еще недостаточно изучена.

Основная цель исследования: изучение влияния профессиональной деятельности супругов, связанной с повышенной занятостью на особенности взаимоотношений и конфликтность в семье.

Для достижения основной цели предполагается решить следующие задачи:

- провести ретроспективный анализ теоретических подходов по исследованию изменений внутрисемейных ролей в связи с профессиональной деятельностью супругов;

- исследовать основные факторы, влияющие на конфликтность в семье, вызываемые высокой занятостью в профессиональной сфере одного из супругов;

- выявить отдельные составляющие удовлетворенности браком супругов;

- подобрать адекватную психодиагностическую методику для исследования;

- провести эмпирическое исследование супружеских пар, в которых один из супругов имеет более высокую профессиональную занятость в профессиональной деятельности.

Объект исследования: супружеские пары, где один из супругов имеет более высокую занятость в профессиональной сфере.

Предмет исследования: особенности супружеских взаимоотношений.

В качестве гипотезы мы выдвигаем такое предположение:

в двухкарьерных браках, где женщины имеют более высокую занятость в профессиональной деятельности, чем мужчины, – уровень конфликтности во взаимоотношениях супругов будет выше, а количество проблемных и нестабильных браков больше, чем в семьях, где высокую профессиональную занятость имеют мужчины.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: тест-опросник «Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубровской; Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, субъективные: Беседа с супружескими парами в целях выяснения их субъективной удовлетворенности браком и стратегии поведения в решении семейных конфликтов.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложения. Общий объем работы 62с.

По древней герметической доктрине, цивилизация, как и все живое, развивается и функционирует согласно семи герметическим законам, один из которых – закон пола. Мужское начало всегда задавало направление, структуру; женское – наполняло энергией, содержанием, смыслом. Мужское начало относится к так называемому объективному разуму, сознательному, добровольному, активному и т.п.; женское – к субъективному, подсознательному, невольному (пассивному). Такой подход, как считали герметики, является основой для объяснения многих процессов, происходящих в мире.

Вся история развития человеческого общества – проявление мужского и женского начал в их единстве, но единстве далеком от истиной гармонии [37, с.17]. Человек полностью ушел в парадигму приоритетности [7, с.15]. В результате, на долгие столетия возобладал мужской принцип организации общества.

Семья как относительно замкнутая малая группа обладает своей социально-психологической структурой межличностных отношений. При их изучении на первый план выступают функционально ролевые связи – следования социально заданным нормам поведения, образцам и ролям, зафиксированным в этой или иной культуре [33, с.69].

В недалеком прошлом главным образом мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес основную моральную и материальную ответственность за благополучие семьи. Мужчина являлся бесспорной главой семьи. Именно он определял статус семейного союза, устанавливал круг общения семьи, принимал важнейшие решения по всем важным вопросам. За это он освобождался от всех домашних обязанностей [16, с.114].

Патриархальные отношения в семье, т.е. главенство мужа, существовало и на Руси. Причем взаимоотношения между супругами регламентировались очень четко. Так, в литературном памятнике Древней Руси «Домострое» (XVI в) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж – глава, он вправе поучать жену и детей, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.

В XVII - XIX вв. в большинстве семей дети жили в доме до смерти родителей. Роль домохозяйки и матери оставалась до конца жизни, с одной стороны самодостаточной, а с другой – исчерпывающей и изнуряющей.

В ХIХ веке женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не просто одной из многих забот, а «священным долгом» и самой главной обязанностью женщины.

Роль женщины определялась на основе следующих убеждений:

женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества);

привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, которому им трудно приспособится, поскольку они слишком ранимы и благородны;

благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. Это единственный способ женского воздействия на общество.

Барбара Велтер назвала это новое определение роли женщины «культом Истинной Женственности». Подобный «культ» поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах.

Следует отметить, что на рубеже ХIX и ХХ вв. даже слабые намеки на необходимость достижения равноправия полов вызывали непонимание, а подчас воинственное неприятие со стороны мужских «интеллектуальных» кругов. В многочисленных работах того времени, посвященных женскому освободительному движению, акцент делался на психофизическом своеобразии полов, иногда доходящих, по мнению С.И. Голода, до абсурда [12, с.14]. Так, например, Прудон писал: «Допуская к исполнению общественных обязанностей женщину, предназначенную природой и супружескими законами к занятиям чисто семейным – мы пятнаем семейную честь, делаем из женщины лицо общественное, провозглашаем смешение полов, общность любви, уничтожение семьи, абсолютизм государства, гражданское рабство и шаткость собственности» [16, с.18].

Таким образом, главным для женщины в традиционной семье считалось образцовое ведение хозяйства, присмотр за детьми, их воспитание. Патриархальная семья основывалась на зависимости женщины от родителей и от мужа и детей.

В середине ХIХ века миграция, социальные реформы, индустриализация общества развеяла культ Истинной Женственности и способствовали вовлечению женщин в деятельность вне дома. Однако, глубоко укоренившиеся взгляды на половые роли, по-прежнему были сильны.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что до конца XIX столетия, существовавшее на Западе определение роли полов, за редким исключением, не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии, традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина вела хозяйство, рожала детей. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое. Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины – это в первую очередь дом. Внешний мир – мастерские, фабрики и деловые конторы – принадлежал мужчинам.

Однако, массовое вовлечение с конца ХIХ в. женщин в профессиональную деятельность способствовало ее общественно-политической активности и отразилось на социально-экономическом статусе мужчин – все это вместе взятое, как отмечает С.И. Голод, способствовало кризису патриархальных ценностей, что нашло отражение не только в научном, но и в обыденном сознании [12, с.13].

Женщины стали осваивать новые сферы деятельности: обще6ственно-трудовую и политико-культурную, а также преобразовывать семейную. Мужчины же, утратив профессиональную монополию, не спешили расставаться с традиционными семейными «привилегиями».

В последующие годы изменению положения женщин в семье, а вместе с тем и взгляду на ее профессиональный труд, в частности, способствовали получение образования и профессиональной подготовки, отмирание двойного стандарта в отношении ее участия в общественной деятельности и индустриализации домашнего быта, рост числа детских воспитательных учреждений и возможность планировать количество детей.

Экономическая самостоятельность женщины перечеркнула ее исключительную зависимость от главы семьи. Более того, произошел «надлом», кризис патриархальной моногамии.

Однако, новое положение женщин не в значительной степени отразилось на ее социальном статусе в семье. Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные проглядывались во многих работах даже первой половины ХХ в.К. Юнг [7,c.148] писал, что женщина всегда стоит там, где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать. Его удивляло и озадачивало, что женщины думают, чувствуют, работают, а не сидят дома с детьми, носят брюки, а не юбки.

Считалось также, что женщина может работать, только обладая в большей степени мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать выполнению ею роли жены, матери, которая соответствует ее женским биологическим потребностям. Так, например, О. Вейнингер говорит о женщинах, которые изменили свою социальную роль или стремятся к этому, как о недоразумении [9,c.116].Ф. Каприо пишет, что женщины - существа второго сорта, а независимая женщина – такое же извращение, как и однополая любовь [18,c.99].

Таким образом, можно сделать вывод, что в основу традиционной поролевой дифференциации семейных отношений легли сложившиеся на протяжении веков гендерные различия между мужчиной и женщиной, которые сформировались с помощью образцов идентификации, гендерных идеалов и\или культурных стереотипов поведения мужчин и женщин. До конца XIX в. труд женщины внутри дома был не менее важным, чем труд мужчины. Преимущественное большинство женщин не работали вне дома; мужчина был кормильцем семьи, а жена – домохозяйкой.

Другие статьи:

Связь мышления и речи
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни воз­никнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговари­ваем про себя, т. е. мышление ...

Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма
Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окр ...

Результаты исследования методики диагностики направленности личности в общении
Направленность личности в общении рассматривается как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная "коммуникативная парадигма", ...