Социализация младшего школьника

Страница 2

Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Ученику совершено необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей 6-7летних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависть). Развивающая способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

Таким нам видится развитие младшего школьника с точки зрения психологии.

Что касается педагогики, то, например, В.Р. Ясницкая[28] представляет нам его иначе, но сходство большое.

Она говорит о том, что в жизни младшего школьника очень важны такие моменты как:

1).Учебно-познавательная деятельность и любая деятельность, имеющая отношение к школе;

2).Межличностное общение в классе, с учителем;

3).Ожидаемые роли учителя: «родитель», «судья», «защитник», «символ» (первый учитель как олицетворение школы, непререкаемого авторитета, обличенного правом учить и поучать);

4).Социальная адаптация младших школьников связанная прежде всего с вхождением их в школьную жизнь, детскую общность;

5).Обособление в классе происходит в первую очередь в сфере учебы: от учебных успехов или неуспехов и в целом от успешности выполнения роли ученика во многом зависят популярность ребенка среди одноклассников, его самооценка и уровень притязаний. Заметим, что довольно часто учителя начальных классов поддерживают чрезмерное обособление «сильных» учеников, ставя их в пример одноклассникам и затрудняя тем самым их успешную социализацию в классе.

Для того чтобы обеспечить успешную динамику детского коллектива, классному руководителю полезно знать, с каким социальным опытом пришли к нему воспитанники.

Г.К.Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». И правда, в программе наших школ есть много лишнего, но мы сейчас говорим о воспитании и развитии личности младшего школьника, периоде, когда ребенок особенно нуждается в поддержке со стороны взрослого.

Социализация в возрасте младшего школьника также не мало важна. Именно поступив в школу, ребенок проявляет себя, именно здесь видно как его воспитывали в семье, в детском саду. От того, как он общается, работает на уроке, взаимодействует с учителями и другими взрослыми, мы можем сказать какая у него обстановка дома, предположить сколько у него друзей и даже сделать прогнозы на будущее.

Социализацию выполняют многие институты (СМИ, семья, религия, общество, школа, ДОУ), но главным является семья. Именно здесь ребенок первый раз попадает в общество людей, сначала близких (родители), затем, чужих. Именно здесь начинает расти и развиваться как духовно, так и физически. Но к этому мы вернемся в следующем параграфе.

Ребенка в возрасте 6-10 лет (мл. школьник) трудно назвать самостоятельным, он не может ничего решить сам, без помощи взрослого, при этом, в его жизни начинается новый период полный новых эмоций, новых отношений, новых друзей, новых испытаний. Очень важно как в этот период будет вести себя взрослый (родители, учителя, близкие), как он поставит себя перед ребенком. Ведь на протяжении всего этого периода взрослый будет сопровождать ребенка в его нелегком пути. Именно взрослый поможет ему в трудной жизненной ситуации, «протянет руку помощи», в нужный момент посоветует как поступить.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Цель, задачи, гипотезы исследования
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи типа корпоративной культуры, удовлетворенности трудом и преданности сотрудников организации. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: 1) Опреде ...

Память: понятие, процессы, виды
Велика она, эта сила памяти, Господи, слишком велика! Это святилище величины беспредельной…что-то внушающее ужас есть в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам… Августин Аврелий Память можно определить как психофи ...

Тип конфликта "студент – преподаватель"
Участниками более половины зафиксированных студентами конфликтов являются преподаватели. Только десятая часть этих конфликтов никак не описывается. Характер остальных всецело касается личности педагога — его поведения в отношении студенто ...