Личностные характеристики родителей и особенности их отношения к сиблингам

Другая психология » Взаимосвязи между особенностями родительско-детских отношений в двухдетных семьях » Личностные характеристики родителей и особенности их отношения к сиблингам

В формировании личности ребенка на протяжении длительного времени одну из определяющих ролей играет семья, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются и имеют свои характерные особенности. Специфика взаимоотношений в системе «семья - ребенок» обусловлена задачами и актуальными потребностями каждого возраста. Семья является разновозрастной группой, в которой приобретается опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений и разного пола. Влияние семьи на ребенка охватывает все стороны его личности, продолжается практически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома. Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависит от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся индивидуальные личностные особенности самого ребенка, представляющее собой результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Во-вторых, семейные факторы, в частности, психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с сиблингами и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность ребенка. Ребенок сам способен осмысливать свою семью и себе в ней, определять свое поведение, отношение к семье и самому себе. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности ребенка. Личностные особенности матери связаны с особенностями их отношения к детям в значительно большей степени, чем личностные особенности отцов. Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность – безусловность и контролируемость – неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения и неподвластна со стороны ребенка, ее невозможно завоевать. Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок ожидания отца; эта любовь управляема, ее можно заслужить, добиться собственной активностью. Для того, чтобы успешно справиться с воспитательными заботами, родитель должен обладать определенными личностными качествами (умение регулировать сове эмоциональное состояние, иметь терпение, уметь преодолевать состояние фрустрации) Патологическая заостренность черт характера родителей порождает специфические особенности родительского отношения к ребенку. Данная работа поднимает вопрос о роли средового фактора, а именно семейной среды в формировании индивидуальности ребенка, и в частности, расширяет представления о том, какую среду формируют родители для сиблингов.

В исследовании приняло участие 30 семей. Участвовали полные семьи с двумя детьми, проживающими совместно. Возрастные границы для детей: младший от 8 до 12, старший от 13 до 17 лет. Используемые методики: Личностный опросник EPI (Айзенк Г., вариант Русалова В.М.), опросник уровня субъективного контроля (Эткин, Бажин, Голынкина), опросник детско-родительских отношений (Марковская И.М.), позволяющий выявить 10 особенностей родительского отношения: нетребовательноть-требовательность, мягкость-строгость, степень автономности или контроля по отношению к ребенку, эмоциональная дистанция близость родителя с ребенком, отвержение-принятие ребенка, отсутствие или наличие сотрудничества, несогласие-согласие между ребенком и родителем, непоследовательность-последовательность родителей в воспитательной политике и удовлетворенность отношениями ребенка с родителями. Существуют различия в родительских отношениях как по отношению к старшему, так и к младшему ребенку, которые проявляются в том, что старший ребенок получает больше самостоятельности и испытывает меньше родительского контроля, особенно в отношениях с матерью. Для него родители в большей степени являются авторитетом. Последнее более характерно для отношений старший ребенок-отец. Возможно, это объясняется тем, что старший ребенок в большей степени способен к осознанию и оценке личностных качеств родителей, поэтому для него родители являются референтными лицами. Специфика материнского и отцовского отношения проявляется в том, что матери более эмоционально близки и направлены на сотрудничество по сравнению с отцами, что характеризует большую включенность матери во взаимодействие с детьми.

Другие статьи:

Обсуждение результатов взаимосвязи социального капитала и мотивации сотрудников международной организации
Как мы видим из таблицы №1, уровень значимости выше 0,05, т.е. связи между средним показателем доверия по каждому респонденту и мотивацией не наблюдается. Но, если посмотреть на таблицу корреляции мотивов с отдельными аспектами доверия, ...

Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения
Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных ас ...

Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией: · Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры: Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и с ...