Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего времени вызывает множество затруднений у исследователей (Kelley and Berscheid, Regan and Berscheid).
Исследования психологии любви обусловлены запросом, сформировавшимся в современном обществе. В настоящее время существует множество телепрограмм, отдельных рубрик в СМИ посвященных обсуждению проблем любви и близких взаимоотношений, а также Интернет-сайтов предлагающих психологические консультации по вопросам любви, секса и семейных отношений. Такой острый интерес обусловлен тем, что потребность в любви относится к базовым потребностям человека.
В психологии лучше изучены материнская любовь и привязанность ребенка матери (Дж. Боулби и М. Эйнворт), которая в дальнейшем служит опытом для построения эмоциональных отношений человека с миром.
Наше исследование посвящено рассмотрению особенностей любви и романтической привязанности у людей юношеского и зрелого возраста по отношению к лицам противоположного пола.
Вслед за Э. Бершид, любовь понимается нами как особое состояние человека по отношению к другому, предполагающее особые отношения и общение с ним, сопряженное с сексуальным влечением. Мы операнациолизируем любовь через романтическую привязанность и стили любви. Привязанность характеризует эмоциональный аспект любви и устойчивые паттерны поведения в отношении партнера, мало осознаваемые человеком. Стиль любви включает в себя когнитивно-поведенческие проявления любви, то есть когнитивные оценки себя, своего состояния и своего партнера, установки на отношения с партнером и поведенческие проявления по отношению к нему.
Актуальность исследования: любовь оказывает значительное влияние на формирование личности в юности и развитию – в зрелости, способствует сохранению и поддержанию психологического здоровья и социальной адаптированности (Э. Эриксон, А. Маслоу, О. фон Кернберг, И.С. Кон, А.А. Кроник и Е.А. Кроник). В настоящее время существует потребность в установлении закономерностей в новых эмпирических данных относительно переживания любви на разных возрастных этапах, в частности юности и зрелости, чтобы расширить теорию и обеспечить сферу практического применения теоретических знаний в психологической практике.
Целью нашего исследования является изучение возрастно-психологических и половых особенностей романтической привязанности и стилей любви. Мы предположили, что существуют различия в переживании романтической привязанности и стилях любви по отношению к партнеру в юношеском и зрелом возрасте между мужчинами и женщинами.
Исследование проводилось с 2005 по 2008 год, в нем приняли участие 230 человек в возрасте от 17 до 45 лет, средний возраст 26,8 года. Юноши и девушки, мужчины и женщины представлены в выборке в равном соотношении.
Мы использовали следующие методы: Attitudes аbout Love and Sex (.Colors of Love.) авторов C. Hendrick и S. Hendrick, 1986/1990 (методика Установки любви и секса или «Цвета любви»), Multi-Item Measure of Adult Romantic Attachment (MIMARA) авторов K.A. Brennan и P.R. Shaver, 1995 (Опросник измерения романтической привязанности у взрослых). Полученные данные были обработаны с помощью пакета Statistica 6.0.
Среди полученных результатов хотелось бы отметить следующие: с помощью критерия Н – Крускала-Уоллиса нами выявлены достоверно значимые различия между юношами, девушками, мужчинами и женщинами зрелого возраста в романтической привязанности. В отношении таких параметров романтической привязанности, как стремление к сближению, амбивалентность и ревность / страх быть оставленным, в большей степени выражены половые различия. Потребность в эмоциональной близости в отношениях в большей степени выражена у девушек и женщин (Н=23,62 при р=0,0000), и в меньшей степени у мужчин зрелого возраста. Также для девушек и женщин в большей степени характерна и амбивалентность чувств по отношению к партнеру, чем у юношей и мужчин (Н=27,17 при р=0,000). Наивысшая степень выраженности амбивалентности имеется у девушек и наименьшая – для мужчин зрелого возраста. Подобные различия наблюдаются и в отношении такого параметра привязанности как, ревность/ страх быть оставленным (Н=18,93 при р=0,0003). Ревность/ страх быть оставленным в меньшей степени характерен для мужчин зрелого возраста и юношей, чем для женщин и девушек. У девушек он достигает наибольшей выраженности.
Другие статьи:
Структура профориентационной работы
Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели пре ...
Практическая часть
В ходе исследования было опрошено 50 человек, 26 чел (52%) из которых юноши и 24 чел (48% ) девушки. Таким образом, главное условие выборки, предполагавшее равную представленность молодежи мужского и женского пола, было соблюдено. Респонд ...
Педагогическое общение
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуника ...