Связь точности социальной перцепции с эффективной деятельностью руководителя

Другая психология » Взаимосвязь деятельности руководителя и формирования его образа в восприятии подчиненных » Связь точности социальной перцепции с эффективной деятельностью руководителя

Страница 2

Главная особенность информационной основы деятельности руководителя — огромный объем, что связано с ее принципиальной разнородностью, разнокачественностью содержания. Она включает в себя информацию о подчиненных, о технологии, о фактах, о мнениях, о состоянии организации, о прогнозах событий и др. Принципиальная гетерогенность информационной основы обусловлена социотехническим (комплексным) типом организационных систем управления — их основным свойством. Поэтому информационная основа деятельности руководителя предъявляет специфические требования к перцептивному процессу как средству получения информации. С одной стороны,— это требование «изощренной наблюдательности: руководитель должен видеть все и в деталях. С другой стороны, ограниченность объема восприятия не позволяет это сделать. Выход в том, что информационная основа деятельности руководителя подвергается специальной организации, трансформациям. Они происходят на основе целостности, структурированности, избирательности, предметности восприятия. Поэтому воспринимаемая информация организуется в соответствии с особенностями восприятия. Ведущая роль в этой организации принадлежит апперцептивности восприятия — мера точности и полноты восприятия зависит от профессионального опыта и знаний руководителя. Организованная информационная основа воспринимается быстрее и легче. В психологии описаны два основных средства обеспечения структурирования информационной основы профессиональной деятельности.

1. «Оперативные единицы восприятия информации» (ОЕВ).

Единицами считаются объекты, субъективно воспринимаемые как целостные и осмысленные. Это — блоки информации, структурные элементы, на которые расчленяется информационный поток. Оперативные единицы упорядочиваются, строится их иерархия, они уточняются и укрупняются. От их величины зависит общий объем информационной деятельности руководителя; они должны быть адекватны объективному содержанию внешней информации, динамичны. Система оперативных единиц позволяет видеть «и лес, и деревья».

2. «Оперативный образ» — организованная в целостность система оперативных единиц, где представлена обобщенная информация об основных особенностях организации. Это — особое психологическое образование, формирующееся на основных закономерностях перцепции. Рассмотрим его главные свойства.

Целостность. Оперативный образ — это обобщенный образ организации, его компоненты структурированы и синтезированы. Это свойство обеспечивает панорамность перцепции руководителя.

Схематизированность. Оперативный образ — это информация о структуре организации. Он включает в себя в наглядном виде структурные взаимосвязи в упрощенном виде, без деталей.

Лаконичность оперативного образа достигается за счет лучшей организации информации в нем.

Прагматичность. Формируясь под влиянием основных задач управления, оперативный образ изначально подстраивается под них, включая только соответствующую им информацию.

Взаимодействие также зависит и от такого сложного явления как рефлексия. Рефлексия — это осознание адресантом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не только знание или понимание другого человека, но и глубокое, последовательное взаимоотражение и воспроизведение внутреннего мира партнеров по взаимодействию. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. В общении партнеры оценивают друг друга, пытаясь построить определенную систему интерпретации поведения другого, объяснить причины его поступков.

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать (атрибутировать) друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать и механизм идентификации). Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). [7]

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Спектр проблем здоровья человечества в современном мире
Здоровье является своего рода ценностью, возможностью для человека быть включенным в общество, действовать в нем. Болезнь также можно рассматривать как некоторую «ценность»: будучи показателем условий жизни и представлений о человеке и ег ...

Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение»
Науку «Социальная психология» и дисциплину «Деловое общение», в первую очередь, связывает общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоциональн ...

Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте
По мнению В. Н. Дружинина в настоящее время существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом: 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная од ...