Общение руководителя и стиль управления

Страница 5

Действия руководителя как основного субъекта управления преломляются через работу персонала, где основными объектами управляющих воздействий считаются отдельные работники, малые (рабочие) группы и организация в целом. [32, с.45]

На рисунке 1 схематически изображен процесс воздействия руководителя посредством общения на малые группы.

Влияние руководителя на персонал

Рис. 1. Достижение организационных целей через воздействия руководителей на персонал при правильном общении с подчиненными

Социальная ответственность руководителя соотносится с практикой стиля руководства. В социальной психологии известны авторитарный (автократический), демократический и либеральный (попустительский) стили руководства. [18, с.173]

В зависимости от конкретных управленческих ситуаций, а также личностных особенностей формальные лидеры выбирают свой стиль руководства. Возможно также варьирование этих стилей. Например, в жестко структурированной группе, "центрированной" на руководителе, ее участники нуждаются в помощи руководителя, который не только решает управленческие задачи, гасит конфликты, но и правильно осуществляет общение с подчиненными, соблюдая выполнение неписаных правил социально ответственного поведения. Управленческая практика свидетельствует, что большинство руководителей используют промежуточный стиль между авторитарным и попустительским, сохраняя при этом высокий уровень социальной ответственности. [25, с. 256]

Таким образом, личностные качества руководителя оказывают огромное воздействие на формирование его образа у подчиненных. Истинные руководители-лидеры, даже самые различные по материальным условиям жизни, социокультурным предпосылкам, принадлежат, тем не менее, к единому нравственно-мировоззренческому генотипу личностей. Суть этого генотипа – суровая моральная дисциплина; основные категории – правдивость, честь, самоуважение и заинтересованное отношение к судьбе своего народа и родине (частный случай – к судьбе организации), руководитель должен владеть коммуникативными потоками и иметь адекватные представления о том, что происходит в группах, уметь корректировать отношение подчиненных, вырабатывать свой индивидуальный стиль управления, обусловленный целями и задачами организации и посредством воздействия на подчиненных через психологический механизм ошибки атрибуции, который, однако, может ситуативно изменяться, и в ряде случаев взаимосвязан с личными качествами подчиненных.

Суммируя вышесказанное, кратко можно сформулировать суть механизма восприятия руководителя подчиненными:

Восприятие руководителя происходит благодаря существованию фундаментальной ошибки атрибуции – склонности людей приписывать причины поведения личностным факторам, недооценивая значимость внешней ситуации. В системе отношений руководитель-подчиненный ошибки восприятия могут приводить к преувеличению или приуменьшению выраженности социально значимых или профессионально значимых личностных качеств. Однако существует также и точка зрения, что во многом образ руководителя связан с ситуационным его восприятием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Виды делового общения.
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое). По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. 1. Устные виды делового общения, в свою очередь, ...

Эпикритические ощущения
Под эпикритическими ощущениями (греч. высший, поверхностный, подвергающийся сложной переработке) понимаются наиболее высокие виды ощущений, которые не носят субъективного характера, отделены от эмоциональных состояний, имеют дифференциров ...

Наука «Социальная психология»
Сейчас трудно найти даже среднеобразованного человека, который не слышал бы о психологии, не знал бы, что она — его внутренний мир, мысли, чувства, побуждения, желания, воля. И все же среди людей довольно распространены представления, чт ...