Наука «Социальная психология»

Страница 2

а) европейская - большее внимание уделялось изучению «психологии народов» (М. Лацарус, Х. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон) и «социальных инстинктов» (У. Мак-Даугалл);

б) американская - социальная психология развивалась как экспериментальная наука и добилась значительных успехов в изучении структуры и динамики малых групп, типов межличностных отношений, социальных установок, способов принятия групповых решений, эффективности средств коммуникаций.

Объектом социальной психологии выступает комплекс социально-психологических процессов и явлений, присущих определенному этапу в развитии социальной сферы общества: совокупность настроений, мнений, установок, жизненных позиций, непосредственно вытекающих из социально- психологической атмосферы общества и психологического склада людей.

Предмет исследований социальной психологии — присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, именуемые социально-психологическими.

Развитие предмета социальной психологии позволяет выделить два аспекта: 1) следует различать и фиксировать, с одной стороны, стремления и мотивы деятельности, а с другой — реальную деятельность и ее результаты; 2) сопоставлять результаты деятельности с характеристиками субъекта деятельности.

Объект и предмет социальной психологии раскрываются через методы социально-психологического исследования и анализа. Современная социальная психология использует целый комплекс, набор методов. К ним относятся:

- метод наблюдения (направлен на фиксирование тех явлений и процессов, которые интересуют исследователя); метод делится на виды: включенное и невключенное, открытое и скрытое, полевое и лабораторное;

- метод изучения документов (изучение информации, точки зрения авторов, контекста документов);

- метод контент-анализа (позволяет выделить в тексте определенные единицы и частоту их употребления (терминов, оценок, позиций));

- метод опроса (сбор первичной информации на основе анкетирования (письменно) или интервью (устно));

- социально-психологический эксперимент (используется для выявления причинно-следственных зависимостей в формировании психологических явлений);

- социальная психодиагностика на основе тестов (тест – это система заданий, предъявляемая испытуемому);

- метод рисуночных ассоциаций (впервые – С. Розенцвейг, 1945);

- метод незаконченных предложений (направлен на изучение групповых и личнистных установок, отношения к окружающим, самому себе);

- социометрический метод (открыт Дж. Морено, он предполагает измерение социального взаимодействия в группе путем отражения числа выборов каждого члена группы в «социометрической матрице»).

Ведя исследования и формулируя свои положения, социальная психология по необходимости использует данные всех смежных наук.

Социальная психология выполняет самые разнообразные функции, к которым относятся:

· мировоззренческая - предполагает усвоение важнейших психологических закономерностей, принципов существования человеческого общества;

· б) познавательная - направлена на понимание и использование тех социально- психологических явлений и тенденций, которые имеют место в обществе (мотивации к труду, нравственные нормы, традиции);

· в) практическая - означает использование социально- психологического механизма в общении, в управлении, в разрешении конфликтных ситуаций, в оптимизации социально-психологического климата и т.д.;

· г) гуманистическая - выполняет роль психологической защиты населения, снимает психологические стрессы, психологическую тревожность, преодолевает психологическую усталость и апатию людей;

· д) предусматривает выработку своеобразного психологического иммунитета, воспитание людей в терпимости друг другу (толерантности). Функции, выполняемые социальной психологией, будут и дальше расширяться.

Основные проблемы современной социальной психологии включают:

· проблемы общения и взаимодействия людей: нормы, принципы, традиции;

· проблемы малых групп: их психологические характеристики, динамические процессы в малой группе, нормы поведения и др.;

· социально-психологический мониторинг (уровень социального напряжения, социальной усталости или апатии, наличие «социального динамита» в обществе);

· социально-психологические проблемы личности: стереотипы поведения, социализация, психологическая защита, потребности, установки, мотивы и т.д. (см. рис. 1);

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Исследование
Сравнительный анализ показателей методик "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова и "Ценностные ориентации" М. Рокича позволил выявить следующие достоверные различия между первой и второй группой. Так для первой гр ...

Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.
Уровень притязаний В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется рассмотрению проблемы уровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человека как личность. Термин «уровень ...

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я",а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляетс ...