Основные функции дисциплины «Деловое общение»

Страница 1

Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в деловом общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

(1) перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

(2) информационной — процесса обмена информацией;

(3) интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общений имеет свою специфику:

(1) осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);

(2) обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Особенности делового общения:

· партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

· общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

· основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению: 1) как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; 2) как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

Личное восприятие - получение и обработка одним субъектом общения информации о другом - ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия (способность человека к обработке информации не беспредельна; ошибочные заключения; допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди; сознательное искажение сведений и контроля за информацией).

При восприятии людьми друг друга можно выделить три возможные ситуации:

· ситуация «Я - Он» — восприятие одним индивидуумом другого как отдельной личности;

· ситуация «Я — Они» — восприятие индивидом группы как единого целого;

· ситуация «Мы — Они» — восприятие одной группой другой группы.

Тест

Укажите, какое из перечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»:

а) наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;

б) наука, изучающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, соответствие профессии;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Рабочая концепция исследования
Целью данной работы является изучение типов корпоративных культур, имеющихся в рамках одной организации в ее различных подразделениях и исследование таких особенностей этих корпоративных культур, как удовлетворенность трудом и отношение к ...

Курение: хитрости и тонкости
Что такое курение? Многие считают курение привычкой, полагая, что бросить курить очень легко, что это только вопрос волевого усилия. Это неверно по двум причинам. Во-первых, привычке иногда очень трудно изменить. Во-вторых, курение - это ...

Эмпатия в структуре личности.
В психологической научной литературе (В.Н. Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) различают несколько видов эмпатии: эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; э ...