Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в деловом общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
(1) перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
(2) информационной — процесса обмена информацией;
(3) интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.
Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общений имеет свою специфику:
(1) осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
(2) обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Особенности делового общения:
· партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
· общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
· основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению: 1) как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; 2) как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.
Личное восприятие - получение и обработка одним субъектом общения информации о другом - ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия (способность человека к обработке информации не беспредельна; ошибочные заключения; допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди; сознательное искажение сведений и контроля за информацией).
При восприятии людьми друг друга можно выделить три возможные ситуации:
· ситуация «Я - Он» — восприятие одним индивидуумом другого как отдельной личности;
· ситуация «Я — Они» — восприятие индивидом группы как единого целого;
· ситуация «Мы — Они» — восприятие одной группой другой группы.
Тест
Укажите, какое из перечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»:
а) наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
б) наука, изучающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, соответствие профессии;
Другие статьи:
Агенты социализации.
Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к ...
Виды делового общения.
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое). По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. 1. Устные виды делового общения, в свою очередь, ...
Федеральные и целевые программы по профилактике и борьбе со СПИДом
С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 ...