Стили лидерства

Многие успешные лидеры команд считают целесообразным варьировать свой стиль руководства в зависимости от ситуаций, в которых они оказываются. Херси и Бланшар разработали эффективную рамочную основу. Идея заключается в том, чтобы лидеры варьировали степень личного стимулирования, поддержки и признания (поведение, ориентированное на взаимоотношения), пути выполнения и структуру общей цели (поведение, ориентированное на задание) согласно характеру выполняемой работы, способность и желание сотрудников выполнять свои задания. Способность – это функция знаний, умений и опыта, а желание – комбинация мотивации к достижениям и личная уверенность.

Лидер, используя стиль структурирования, решает, каким образом должно быть выполнено задание, затем сообщает члену команды, что делать, как делать, с кем, когда и где. Происходит частый и регулярный мониторинг выполнения работ, оказывается своевременная поддержка хорошо выполняемой работы. Этот стиль более эффективен, когда есть желание помочь людям выполнить работу качественно. Это в высшей степени практический стиль, к которому следует прибегать только в контексте оказания профессиональной услуги. Если кто-то выполняет задание в первый раз и ему не хватает уверенности, в таком случае можно использовать этот стиль в очень дружеской, мягкой манере.

Лидер, который использует стиль оказания помощи, объясняет, почему и как надо выполнять задание и согласовывает соответствующие конечные цели и стандарты выполнения. Здесь обычное явление – помощь в приобретении знаний и умений. Этот стиль очень важен для работы с учениками и стажерами.

Лидер, использующий стиль содействия и стимулирования, помогает членам команды в укреплении уверенности в себе и способности справиться с заданием хорошо и самостоятельно. Этот стиль очень эффективен в работе с молодыми способными профессионалами, которые еще не имеют соответствующего опыта и не готовы работать самостоятельно.

Лидер, использующий стиль делегирования, позволяет членам команды работать самостоятельно. Мониторинг выполнения не проводится или проводится эпизодически. Данный стиль считается идеальным, когда человек обладает знаниями, умениями и опытом для выполнения высококачественной работы, если он уверен в своих силах и имеет высокую мотивацию [25; с. 42].

Многие из нас видят логику в том, что надо адаптировать свои стили к нуждам и ситуациям, в которых мы можем оказаться. Но на практике мы часто руководим так, как нам удобно. Некоторым из нас трудно, например, не контролировать ход событий, в итоге может не получиться стиль делегирования. Кому-то трудно проявить дружелюбие и оказать поддержку. Поэтому им трудно использовать стиль содействия и стимулирования. Некоторым не нравится тратить время на оказание помощи, другие избегают стиля структурирования, особенно в профессиональной обстановке, потому что не хотят показаться снисходительными.

Другие статьи:

Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению ...

Гностические кожно-кинестетические расстройства
Более сложные гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2, и частично 5, 7 (верхняя теменная область)) и третичных (39 и 40) полей теменной коры (нижняя тем ...

Понятие о сиблингах и сиблинговой позиции
"Сиблингами" психологи называют всех братьев-сестер в семье, и они - зона особого внимания специалистов. Дело в том, что старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борются между собой за пространств ...