Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростково-юношеского возраста

Другая психология » Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений » Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростково-юношеского возраста

Страница 3

Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других. Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

Выводы

1. Лидер– это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности. Функции

: лидерство в малой группе, лидерство в политических движениях и лидерство как способ организации власти.

2. Волюнтаристская теория, рассматривающая историю, как результат творчества выдающихся личностей (Т. Карлейль и Р.У. Эмерсон); Теория социализации - основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру (Г. Тард); Структурно-функциональный подход - лидеры это люди, имеющие влияние на других, но не любое влияние, а такое, для которого характерны определенные особенности (В. Кау, Л. Эдингер, Дж. Опергейнф, Н. Фролих и др.); Типология лидерства М. Вебера о способах легитимизации власти; «теория черт Ф. Гальтона; «факторно-аналитическая концепция» Ю. Дженнингса; «Ситуативная теория» лидерства, в соответствии с которой появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств (Дж. Шнейдер, Т. Хилтон, А. Годиер и др.); Г. Герт и С. Милз разрабатывают компромиссную «личностно-ситуативную» теорию; Гуманистические теории (Б. Блейка, Дж. Макгрегора); Мотивационная теория лидерства (С. Митчел, С.Эванс и др.) доказывает, что эффективность лидера зависит от его взаимодействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания. И другие западноевропейские и российские культурологические мысли ХХ века, и их аналитическое направление рассмотрены в этой главе.

3. Так же рассмотрели стили лидерства - адаптированный вариант рамочной основы Херси и Бланшара, которые выделили четыре основных стиля: стиль стимулирования и содействия, стиль оказания помощи, стиль делегирования полномочий, стиль структурирования.

4. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит. Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант.

5. Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Понятие слушанья
Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восп ...

Стили родительского поведения.
На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. ...

Психологическая природа тревоги
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие че ...