Организация и методы исследования

Страница 1

Исследование взаимосвязи лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений в первичных школьных коллективах. В исследовании приняли участие 2 класса СОШ №28 г.Бобруйска, общей численностью 40 человек. Был применен метод тестирования, в рамках которого применялись три методики:

1) Социометрический метод,

2) Методика оценочной биполяризации (по Фидлеру),

3) Методика диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)

Первым в нашем исследовании принял участие 10А класс – 25 человек, «математический», характеризуется как один из лучших в школе, лучший в параллели. Высокая успеваемость, как в общем классе, так и отдельных представителей данного класса. Возраст учащихся от 15 до 16 лет. 17 девушек и 8 юношей.

10Ж класс, специализированный МЧС класс. По отзывам администрации и учителей школы «средний» класс, но отмечается высокая дисциплина, ответственность и креативность(участие в различных конкурсах).

17 человек – 7 девушек и 10 юношей в возрасте от 15 до 17 лет.

2.2 Методы и методики исследования

2.2.1 Методика социометрического измерения (Дж. Морено)

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, формальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внугригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы. Подробное описание метода в Приложении 1.

Методика оценочной биполяризации (по Фидлеру) [32]

Вам предлагается ниже методика оценки биполяризация. По этой методике выявляется отношения лидеров к принимаемым, отвергаемым и др. и наоборот – отношения принятых к лидерам. Ознакомьтесь с этим опросом, а затем будет приведено истолкование этой методики.

Методика оценочной биполяризации (по Фидлеру)

Вспомните, пожалуйста, двух знакомых вам людей, одного из которых вы считаете привлекательным (друг, приятель, человек, общение с которым доставляло вам удовольствие), а другого — непривлекательным (общения с которым вы старались избегать). Это должны быть обязательно реальные, а не вымышленные лица — те, с кем вы вместе учились или работали и кто занимал с вами формально одинаковое положение (не был вашим руководителем или подчиненным). Имена и фамилии этих людей писать не нужно. Мысленно представьте их себе и постарайтесь определить в какой мере им свойственны перечисленные ниже качества. Эти качества оцениваются по 9-балльным шкалам. Слова слева и справа от шкалы выражают противоположные полюса качества. В каждой шкале вам надо обвести кружком соответствующую цифру (только одну из девяти).

Закончив работу со шкалами, подсчитайте суммы баллов по разделу А и разделу Б.

А. ОЦЕНКА ПРИЯТНОГО ВАМ ЧЕЛОВЕКА

Изобретательный

123456789

Ненаходчивый

Ответственный

123456789

Безответственный

Подготовленный

123456789

Неподготовленный

Серьезный

123456789

Поверхностный

Надежный работник

123456789

Ненадежный работник

Владеет собой

123456789

Собой владеть не умеет

Деловой

123456789

Разгильдяй

Инициативный

123456789

Ведомый

Деятельный

123456789

Ленивый

Всегда готов помочь

123456789

Безразличен к окружающим

Умный

123456789

Глупый

Доброжелательный

123456789

Подозрительный

Вежливый

123456789

Грубый

Щедрый

123456789

Жадный

Скромный

123456789

Надменный

Альтруист

123456789

Эгоист

Жизнерадостный

123456789

Мнительный

Честный

123456789

Лживый

Мягкий

123456789

Деспотичный

Эрудированный

123456789

Мало знающий

Сумма баллов: _

Б. ОЦЕНКА НЕПРИЯТНОГО

ВАМ ЧЕЛОВЕКА

Изобретательный

123456789

Ненаходчивый

Ответственный

123456789

Безответственный

Подготовленный

123456789

Неподготовленный

Серьезный

123456789

Поверхностный

Надежный работник

123456789

Ненадежный работник

Владеет собой

123456789

Собой владеть не умеет

Деловой

123456789

Разгильдяй

Инициативный

123456789

Ведомый

Деятельный

123456789

Ленивый

Всегда готов помочь

123456789

Безразличен к окружающим

Умный

123456789

Глупый

Доброжелательный

123456789

Подозрительный

Вежливый

123456789

Грубый

Щедрый

123456789

Жадный

Скромный

123456789

Надменный

Альтруист

123456789

Эгоист

Жизнерадостный

123456789

Мнительный

Честный

123456789

Лживый

Мягкий

123456789

Деспотичный

Эрудированный

123456789

Мало знающий

Сумма баллов: _

Выч

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Обонятельные ощущения
Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности. Одно из биологических существенных различий, устанавливающихся между ними, заключается в том, что вкус обусловлен непосредственным соприкосн ...

Приоритеты в просмотре мультфильмов
Анкетирование среди школьников младших классов показало, что большинство учащихся младшего школьного возраста смотрят мультипликационные фильмы. 86% учеников очень часто любят смотреть мультфильмы, лишь 2% учащихся не смотрят и не любят м ...

Роль А.В. Запорожца в психологии
А.В. Запорожец был совестью небольшого коллектива психологов, который получил сначала наименование Харьковской школы психологов (А. Н. Леонтьев называл ее в 1945 г. скромнее - группой), а потом, когда «харьковские» москвичи собрались в Мо ...