Общая сумма рангов: 38,5+97,5=136
∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136
Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.
Мы видим, что по уровню лидерских качеств более «высоким» рядом оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 97,5
Теперь мы сформулируем гипотезы:
Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.
Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.
В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:
Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-97,5=32,5
Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (38,5), подставляя в формулу соответствующие ей значения.
Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-38,5=-52,5
По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.
Uкр. | |
0.05 |
0.01 |
6 |
2 |
Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.
Uэмп. = 32,5
Uэмп. >Uкр.
Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.
Раз наша гипотеза не подтвердилась, что социальный статус личности в группе влияет не уровень лидерских качеств, то, будет ли социальный статус определять характер восприятия индивидом группы.
Таблица 2.10.
«Звезды» |
«Изолированые» | ||
Код имени испытуемого |
Показатель характера восприятия индивидом группы |
Код имени испытуемого |
Показатель характера восприятия индивидом группы |
1. Е.С. |
133 Ж |
1.А.В. |
139 С |
2. А.Н. |
168 С |
2.А.А. |
138 С |
3. Д.А. |
92 М |
3.Ю.И. |
149 С |
4.М.С |
157 С | ||
5.Ж.В. |
102 У | ||
6.А.Н. |
107 М | ||
7.А.Д. |
176 С | ||
8.С.О. |
135 С | ||
9.Е.В. |
137 Ж | ||
10.А.Д. |
146 У | ||
11.А.Ю. |
108 М | ||
12.Е.М. |
146 У | ||
13.А.С. |
139 Ж |
Другие статьи:
Роль самооценки в развитии межличностных отношений.
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический ма ...
Информационный контроль
Человеческое сознание не может нормально функционировать без информации. Управляя потоком информации и способностью его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы.
Информационный контро ...
Понятие тревожности в современной научной литературе и причины ее
возникновения
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в ...