Описание организации и результатов исследования

Страница 9

Общая сумма рангов: 38,5+97,5=136

∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136

Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню лидерских качеств более «высоким» рядом оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 97,5

Теперь мы сформулируем гипотезы:

Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:

Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-97,5=32,5

Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (38,5), подставляя в формулу соответствующие ей значения.

Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-38,5=-52,5

По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.

Uкр.

0.05

0.01

6

2

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.

Uэмп. = 32,5

Uэмп. >Uкр.

Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Раз наша гипотеза не подтвердилась, что социальный статус личности в группе влияет не уровень лидерских качеств, то, будет ли социальный статус определять характер восприятия индивидом группы.

Таблица 2.10.

«Звезды»

«Изолированые»

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

1. Е.С.

133 Ж

1.А.В.

139 С

2. А.Н.

168 С

2.А.А.

138 С

3. Д.А.

92 М

3.Ю.И.

149 С

4.М.С

157 С

5.Ж.В.

102 У

6.А.Н.

107 М

7.А.Д.

176 С

8.С.О.

135 С

9.Е.В.

137 Ж

10.А.Д.

146 У

11.А.Ю.

108 М

12.Е.М.

146 У

13.А.С.

139 Ж

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Сравнение особенностей личности с выраженным мотивом достижения успеха и мотивом избегания неудач
Как уже отмечалось в предыдущей главе, ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи. ...

Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях
В отечественной экспериментальной литературе исследования, посвященные проблемам интересов и профессиональных интересов, привлекали многих психологов. Так, в середине 70–х годов в Тюмени Шавиром П.А. и его коллегами были предприняты попы ...

Аутогенная тренировка и комплекс приемов самовоздействия
Специалисты предлагают применительно к состоянию группы применять аутогенную тренировку в комплексе с приемами самовоздействия. Система АТ и самовнушений обычно включает несколько этапов. I этап – изучение участниками своих личных особе ...