Описание организации и результатов исследования

Страница 9

Общая сумма рангов: 38,5+97,5=136

∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136

Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню лидерских качеств более «высоким» рядом оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 97,5

Теперь мы сформулируем гипотезы:

Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:

Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-97,5=32,5

Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (38,5), подставляя в формулу соответствующие ей значения.

Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-38,5=-52,5

По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.

Uкр.

0.05

0.01

6

2

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.

Uэмп. = 32,5

Uэмп. >Uкр.

Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Раз наша гипотеза не подтвердилась, что социальный статус личности в группе влияет не уровень лидерских качеств, то, будет ли социальный статус определять характер восприятия индивидом группы.

Таблица 2.10.

«Звезды»

«Изолированые»

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

1. Е.С.

133 Ж

1.А.В.

139 С

2. А.Н.

168 С

2.А.А.

138 С

3. Д.А.

92 М

3.Ю.И.

149 С

4.М.С

157 С

5.Ж.В.

102 У

6.А.Н.

107 М

7.А.Д.

176 С

8.С.О.

135 С

9.Е.В.

137 Ж

10.А.Д.

146 У

11.А.Ю.

108 М

12.Е.М.

146 У

13.А.С.

139 Ж

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Роль самооценки в развитии межличностных отношений.
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический ма ...

Информационный контроль
Человеческое сознание не может нормально функционировать без информации. Управляя потоком информации и способностью его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни или действиях группы. Информационный контро ...

Понятие тревожности в современной научной литературе и причины ее возникновения
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в ...