Описание организации и результатов исследования

Страница 9

Общая сумма рангов: 38,5+97,5=136

∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136

Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню лидерских качеств более «высоким» рядом оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 97,5

Теперь мы сформулируем гипотезы:

Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:

Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-97,5=32,5

Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (38,5), подставляя в формулу соответствующие ей значения.

Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-38,5=-52,5

По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.

Uкр.

0.05

0.01

6

2

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.

Uэмп. = 32,5

Uэмп. >Uкр.

Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Раз наша гипотеза не подтвердилась, что социальный статус личности в группе влияет не уровень лидерских качеств, то, будет ли социальный статус определять характер восприятия индивидом группы.

Таблица 2.10.

«Звезды»

«Изолированые»

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

1. Е.С.

133 Ж

1.А.В.

139 С

2. А.Н.

168 С

2.А.А.

138 С

3. Д.А.

92 М

3.Ю.И.

149 С

4.М.С

157 С

5.Ж.В.

102 У

6.А.Н.

107 М

7.А.Д.

176 С

8.С.О.

135 С

9.Е.В.

137 Ж

10.А.Д.

146 У

11.А.Ю.

108 М

12.Е.М.

146 У

13.А.С.

139 Ж

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Основные закономерности возрастного развития
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития. Психическое развитие осуществляется под ...

Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности
Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово м ...

Неосознанное внутреннее наблюдение.
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую ...