Временная перспектива как характеристика психологического времени

Страница 5

- в обществе;

- в природе;

- в мыслях, чувствах, ценностях;

- в состоянии своего здоровья;

- в семье и быту;

- изменения, связанные с работой, образованием, обшественной деятельностью;

- изменения в сфере досуга, общения, хобби[39].

События отличаются дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с обстоятельствами жизни. Время, последовательность и способ осуществления жизненного события не менее важны, чем сам факт, что данное событие имело место[40].

Степень включенности события в субъективную сеть межсобытийных связей отражается в сознании человека в форме переживания им значимости ланного события. Значимость события в психологическом времени определяется совокупностью его связей с другими событиями[41]. Иными словами, чем больше связей имеет данное событие, тем более оно значимо с точки зрения самого субъекта. И чем более значимо событие для личности, тем в большей мере, с его точки зрения, оно влияет на другие события и зависит от них, выступая по отношению к ним причиной или следствием, целью или средством. Незначимые события – это такие, которые слабо связаны с другими событиями, порой являющиеся случайными или изолированными.

В различных культурах и социальных условиях может доминировать ориентация на прошлое, настоящее или будущее.

Доминирование той или иной ориентации исследователи иногда кладут даже в основание психологической типологии личности, выделяя при этом людей, ориентированных на прошлое, настоящее или их единство.

В.И. Ковалеву удалось теоретико-феноменологически и частично эмпирически выявить наличие четырех типов, которые можно назвать личностными типами организации жизни[42]. Не каждая личность абсолютно неповторима в своем отношении к жизни, ко времени; в их организации существуют некоторые типичные варианты этих отношений и способов организации времени жизни. Его типология получила следующее выражение:

1. Стихийно-обыденный тип характеризуется зависимостью личности от событий и обстоятельств жизни; личность не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление и предотвращать осуществление. Этот способ организации жизни отличается ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.

2. Функционально-действенный, при котором личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности, инициатива же охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их субъективные или объективные последствия,отсутствует пролонгированная регуляция жизни.

3. Созерцательный, который проявляется в отсутствии способности к практической организации времени, в пассивности, но духовноинтеллектуальной, творческой жизни. Обнаруживаются пролонгированные тенденции. Пассивно-пролонгированный тип созерцателя, видящего сложность мира, но неспособного ее разрешить своими силами, был описан и К. Г. Юнгом.

4. Творчески-преобразующий, которому свойственна пролонгированная организация времени, соотнесенная со смыслом жизни, с общественными тенденциями. Противоречие (или проблема) данного исследования состояло в том, что вне лонгитюдинального исследования было бы достаточно произвольно судить о характере регуляции и организации личностью ее жизненного пути только по получаемым в данный момент рефлексивно определяемым характеристикам ее активности[43].

При исследовании доминирующих временных ориентации был обнаружен факт, заключающийся в том, что ориентация на настоящее не подразумевает озабоченность человека только текущим моментом, но, скорее, определяет заботу о прошлом и будущем в равной мере.

Поэтому вполне правомерным является рассмотрение будущих (еще не происшедших) событий жизни в единой реальной связи с прошлыми (уже происшедшими) событиями, направленное на изучение реальной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в структуре психологического времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Цели, задачи, гипотеза и методы исследования
Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности. Объект исследования – личностные особенности в ранней юности. Предмет исследования – временные представления в р ...

Методики исследования
В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [52] ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор [36]. Тест-опросник о ...

Понятие агрессии
Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини. Но к ...