Формирование временной перспективы в юношеском возрасте

Страница 1

Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни – таких как смена сна и бодрствования, время кормления и тому подобные, регулируемые социальной средой.

В младенчестве дети очень четко усваивают временные понятия, связанные с биологическими ритмами. Примечательно, что дети уже через два-три месяца после своего рождения привыкают к определенному времени кормления настолько точно, что период между двумя разными приемами пищи воспринимается им как постоянная и универсальная единица. Если мать забывает накормить вовремя своего младенца, он, с точностью до десяти-пятнадцати минут, начинает криком привлекать свою мать или коголибо, так как образ матери может к тому времени еще не сложиться, чтобы ему принесли еду. Время отхода ко сну он знает также четко, возможно потому, что младенец спит обычно девять десятых дня и смена сна и бодрствования не относится к определению ребенка во времени.

Младенец начинает ориентироваться во времени на рефлекторном уровне гораздо раньше, чем, например, в пространстве и понятие «время» он, фигурально выражаясь, впитывает с молоком матери.

Дальнейшее представление ребенка о времени связано с большими трудностями. Рефлекторная дуга (время - еда) разрушается. Его начинают кормить в различное время, и только тогда, в основном, когда он попросит. Вслед за этим начинает строиться когнитивное представление, основанное в основном на смене светлого и темного периода суток. Ему прививается, что в темное время он должен спать, а в светлое бодрствовать. Таким образом, в раннем детстве закладываются основные принципы времени для ребенка на подсознательном уровне, которые он не будет осознавать, скорее всего, всю жизнь, но будет подчиняться принципам, заложенным в глубины подсознания.

И только в дошкольное детство представление ребенка о времени принимает социальный и этнически-культурный характер.

На фоне многочисленных изменений особая роль в дошкольном возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выраженного формулой «Я сам»[51]. Зачатки самосознания обнаруживаются в самооценке ребенка. На основе самооценки у ребенка формируется уровень притязаний - притязание на признание, чувства вины и стыда и так далее, а также все это тесно связано с новым осознанием себя во времени. Формируются индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящими событиями.

Все перечисленные элементы, а также психосексуальная идентификация, то есть осознание дошкольником своей половой принадлежности, складываются в ребенке в общую схему «образа-Я» или «Я-концепцию».

Самосознание ребенка в раннем онтогенезе исследуется через особенности его образа себя, который выступает как целостное когнитивноаффективное образование, отражающее развитие самопознания и самооценки ребенка в ходе жизнедеятельности. В этом смысле, временные аспекты образа себя у детей, такие как самопознание, самоотношение и самоорганизация во времени собственной жизни, могут выступить адекватной единицей анализа субъективного времени у дошкольников.

Процесс формирования образа Я у ребенка сложен и противоречив. Образ Я у дошкольника еще недифференцирован. Когнитивные компоненты практически отсутствуют.

В дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное времяпространство, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Классификация видов ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям явл ...

Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
Долгое время существовали различия между отечественным подходом к проблеме (стиля деятельности, активности) и зарубежным (когнитивного стиля руководства и лидерства). Если в отечественной науке изучение стиля деятельности проводилось на о ...

Заключение.
Проблема формирования педагогического коллектива стояла остро всегда. Ещё острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы учебно – воспитательный процесс был эффективным. Психологический климат коллектива педагогов, прежде ...