Формирование временной перспективы в юношеском возрасте

Страница 3

Младшие дошкольники фактически не ориентируются во времени. Позже дети учатся определять небольшие промежутки времени определять, исходя из собственной деятельности. Легче всего усваиваются понятия: утро, день, вечер, ночь, т.к. они непосредственно вплетены в деятельность ребенка и связаны с конкретными действиями. Достаточно быстро усваиваются зима, лето, осень, весна - по этой же причине (хотя весну и осень дети долго путают). Труднее всего, в силу их относительности, усваиваются понятия вчера, сегодня, завтра, т.к. ребенок долго не понимает их взаимопереходов. Но к старшему дошкольному возрасту начинается освоение и этих понятий: пользуясь сегодняшним днем как точкой отсчета, ребенок запоминает их.

Так же трудно дается ребенку и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на личный опыт ребенка. Но без соответствующего обучения даже у 6-7-летних детей представления о длительности небольших отрезков времени не возникают, хотя некоторая ориентировка уже есть. Так, в одном из экспериментов детям предложили рисовать по сигналу воспитателя ровно 3 минуты, а затем попросили снова порисовать на чистом листе бумаги и кончить тогда, когда, по их мнению, пройдет 3 минуты. Выяснилось, что большинство детей, понявших задание и не увлекшихся самим процессом рисования, начали рисовать те же самые предметы, что и в 1-й части эксперимента. Они объясняли это тем, что, хотя одно и то же рисовать неинтересно, зато, если рисовать то же самое, отмерится ровно 3 минуты.

Ребенок в этом возрасте только открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: когда я был маленьким, «когда я вырасту большим»[53]. Он с интересом слушает истории о себе того времени, когда он был маленьким. Дошкольник готов слушать истории о себе в прошлом много раз с большим энтузиазмом. С таким же удовольствием он обращается к своему настоящему будущему. «Когда я вырасту большим .» - очень важная позиция ребенка во временной перспективе его жизни. Образы памяти и воображения способствуют образованию феномена психологического времени[54].

Само личностное развитие дошкольника во многом обусловлено характером его взаимоотношений с окружающими, что позволяет выделить общение ребенка со взрослыми как один из ведущих факторов становления личности и самосознания, особенно в первые семь лет жизни ребенка. Логично предположить, что временная перспектива самосознания ребенка также будет испытывать на себе влияние коммуникативного опыта детей.

Психосемантика образа себя во времени собственной жизни существенно преобразуется к концу дошкольного детства. В семь лет в самосознании ребенка впервые выделяется такой критерий возраста, как социальный статус человека, и его отношение к себе в прошлом, настоящем и будущем начинает опосредствоваться преимущественно этим параметром. Это позволяет выделить возраст семь лет у испытуемых как особый период в становлении временных параметров их самосознания, связанный с формированием новой жизненной позиции ребенка, с изменением в его личности, проявляющимся в осознании социальной ипостаси своего «Я».

Образ себя в прошлом в значительной мере выстроен ребенком с помощью взрослого, особенно в отношении ранних периодов собственной жизни. Более близкое к настоящему прошлое детей представлено в ретроскопии «личными» (действительно принадлежащими самому ребенку) воспоминаниями, в которых у маленьких детей равно представлены действия, эмоциональные состояния и события их прошлой жизни, а у старших дошкольников начинает превалировать специфическое, целостное и глобальное восприятие себя в прошлом.

У детей достаточно рано складывается образ себя в прошлом. «Я‑прошлое» осознается дошкольниками преимущественно через отдельные действия, эмоциональные состояния и события, которые ребенок испытал, осуществил и соотнес со своим «Я» как имеющие к его «Я» прямое отношение.

В то же время образ себя в прошлом не является целиком продуктом индивидуальной жизнедеятельности ребенка, но в значительной мере выстроен им с помощью взрослого: через усвоение его оценок себя в прошлом, его отношения к себе прошлому, его знаний о себе в прошлом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Проблемы педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. ...

Влияние гендера на изменение эмоционального состояния под воздействием запахов
Изучением гендера занимались Н. И. Абубакирова, И. С. Кон, С. П. Елшанский, В. В. Максимов, И. А. Жеребкина, Л. Н. Собчик, И. Чикунова и другие. Наиболее изучены половые различия в восприятии запахов. Показано, что пороги восприятия запа ...

Психологическое консультирование и его виды
Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операци ...