Формирование временной перспективы в юношеском возрасте

Страница 7

Переживание собственной уникальности приводит к открытию одиночества, поэтому чувство текучести и необратимости времени сталкивает юношество с проблемой конечности своего существования и темой смерти. Она занимает много места в дневниках, размышлениях, чтении и интимных беседах, что свидетельствует о формировании еще одного элемента юношеского самосознания - философской рефлексии.

Формирование новой временной перспективы не всем дается легко, некоторые уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других дело сводится к возрождению иррациональных детских страхов, которых юноши обычно стыдятся. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение. Чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда времени для сознания еще не существовало. Поэтому иногда юноши попеременно чувствуют себя то очень маленькими, опекаемыми, то, наоборот, старыми, многое пережившими, умудренными, разочаровавшимися в некоторык сторонах жизни.

Юношеские представления о возможностях разных этапов человеческой жизни крайне субъективны. Шестнадцатилетнему кажется, что в двадцать пять лет жизнь прожита, она кончается, взрослость отождествляется с неподвижностью и обыденностью. Поэтому в юноше конфликтно существуют страстная жажда нового, взрослого опыта и страх перед жизнью, желание не взрослеть.

Кроме того, поскольку меняется временная перспектива, юноши остро озабочены своим будущим и болезненно переживают реальные или воображаемые посягательства на их самостоятельность, личностное самоопределение, социальное утверждение.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы в этом возрасте как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны[71]. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречии[72].

Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленное будущее рисуется более ясной и отчетливой многим в юношеском возрасте, чем ближайшая перспектива, которая зависит от них самих. И не многие отдают отчет в том, что реальное будущее – это не будущее вообще, но будущее – как определенным образом построенное настоящее[73].

Выводы

1. Дети дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени сосредоточены на настоящем;

2. Подросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее - область предполагаемого;

3. В юности образ "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другие статьи:

Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний
Появление термина "психосоматический", согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина "соматопсихический" - к 1822 г. - Якоби, но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духо ...

Неполные семьи: факторы риска и возможности
Дети, растущие в бедной семье, где главой является мать, подвержены риску во многих отношениях. Отсутствие отца снижает как их социальный, так и экономический статус. Женщины, возглавляющие такие семьи, нередко отличаются психологической ...

Роль самооценки в развитии межличностных отношений.
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический ма ...