Цели, задачи, гипотеза и методы исследования

Страница 1

Целью исследования

является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.

Объект исследования

– личностные особенности в ранней юности.

Предмет исследования

– временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психологопедагогической работы.

Нами были выдвинуты частные гипотезы

:

- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;

- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;

- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи

:

1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.

2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности

3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.

5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.

Процедура исследования включала следующие методики:

1. Диагностика самооценки - по методике Дембо-Рубинштейн.

2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики - многофакторного исследования личности Р.Кеттелла.

3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе - методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.

Исследование проведено с учащимися десятых классов средней школы №20 г. Тулы. Средний возраст исследуемых 15,5 лет. Всего в исследовании приняло участие 50 человек. Время проведения исследования октябрь-декабрь 2003 г.

Эмпирическое исследование было разбито на три этапа: предварительная диагностика самооценки и зависимости; диагностика интеллектуального уровня; выявления содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе.

Диагностика самооценки проводилась по методике Дембо-Рубинштейн в качестве низкой самооценки рассматривались результаты, выраженные от 0 до 30 баллов, средней – от 31 до 60 баллов, высокой – более 61 балла.

Диагностика зависимости и интеллектуального уровня измерялись при помощи методики многофакторного исследования личности Р.Кеттела (№187).

При диагностике при помощи теста Кеттелла рассматривался фактор В - интеллект, измеряемый в стенах от 0 до 10, был также переведен в проценты, в результате измерений были выделены три группы: в качестве минимальной оценки брались результаты, выраженные от 0 до 30 %; в качестве средней независимости – от 31 до 60 %; в качестве максимальной – более 61 %.

Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе использовалась методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника, модифицированная для раннего юношеского возраста. Ситуативная каузометрия включает в себя ряд методических процедур, одни из которых общи с традиционной каузометрией, а другие специфичны.

Испытуемым был предложен так называемый «циклический тест времени», предполагающий изображение с помощью трех кругов представления о времени испытуемого. Помимо поверхностного описания структуры временных представлений личности, этот тест выполняет разминочную функцию: вводит человека в ситуацию исследования.

Следующим этапом стало формирование списка событий, которое начинается с детального объяснения значения понятия «событие». В исследовании список состоял из 15 событий, причем опрашиваемому предлагалось сначала 5 пронумерованных карточек (№ 1-5), на которых он пишет названия события в той последовательности, в которой они приходят ему в голову. Затем предлагаются следующие 5 карточек (№ 6-10), а затем еще 5 (№ 11-15).

Следующим этапом опрашиваемому предлагалось указать на карточках реальную или предполагаемую дату каждого события. После датировки событий опрашиваемых упорядочивает их в хронологической последовательности, проставляя соответствующий номер (1 – самое раннее, 15 – самое позднее). Далее предлагалось определить к какому времени относятся события, к прошлому, настоящему или будущему и соответственно отметить на карточке (П, Н, Б).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Тревожность: анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указыв ...

Эпикритические ощущения
Под эпикритическими ощущениями (греч. высший, поверхностный, подвергающийся сложной переработке) понимаются наиболее высокие виды ощущений, которые не носят субъективного характера, отделены от эмоциональных состояний, имеют дифференциров ...

Детско-родительские отношения, как фактор развития успешного ребенка
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального обще ...