Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте

Другая психология » Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте » Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте

Страница 1

У всех испытуемых данного возраста значимость событий из настоящего оказалась самой низкой, значимость событий прошлого и будущего значительно выше с преобладанием предпочтения будущему.

У значительной части испытуемых (40 %) отсутствовали связи между представлениями о времени (круги располагались отдельно друг от друга, занимали небольшую площадь листа). Это – группа, где предпочтение оказывалось событиям прошлого, длительность перспективы прошлого составляет 15 - 17 лет, то есть количественно равна их возрасту, длительность перспективы настоящего – до 3,5 лет месяцев, будущего – до 100 лет. Для этой группы характерно, что в среднем 53 % событий относятся к прошлому, 16 % - К настоящему и 31 % - К будущему. Средняя длительность настоящего составила 11 месяцев, прошлого – 15,8 лет, хронологические рамки будущего – от 1 до 100 лет. У 22 % испытуемых во временной перспективе отсутствует представленность настоящего, длительность будущего - более 100 лет (при средней для этой группы – 55,5 лет). У 44 % значимость событий прошлого составляет в среднем 62 %, при значительной длительности временной ретроспективы настоящее представлено в отрезке времени 1 – 2 месяца, события настоящего и будущего малозначимы, события будущего имеет большую протяженность во времени.

Для значительного большинства испытуемых с преобладанием ретроспективы (68 %) самым значимыми событиями являются рождение (15 баллов), события в семье, в школе. К настоящим событиям в основном отнесены учеба в школе, события в семье («убежал котенок»), встреча с любимым человеком. Будущие события у данной группы менее значимы, чем прошлые, - это поступление в вуз, окончание университета, начало работы («нахождение высокооплачиваемой работы»), супружество, рождение первого ребенка, приобретение собственного дома, события отдыха, путешествия за границу. Можно предположить предрасположенность в прошлом опрашиваемых этой группы к девиантному поведению, среди событий прошлого одна треть указала такие, как угон машины, аварию, «первый раз напился», «начал ругаться матом».

Более многочисленной оказалась группа (60 %) с предпочтением значимости событий будущего, которая, в свою очередь, разделилась на следующие подгруппы: 1) с значительно представленной ретроспективой и отсутствием представленности событий настоящего (36 %), 2) с достаточной представленностью прошлого и настоящего (32 %), 3) с преобладанием будущей перспективы, с незначительной представленностью прошлого и настоящего (32 %). В первой подгруппе значимость прошлого составила около 44 %, протяженность – до 17 лет, значимость будущей перспективы – 56 % (длительность – до 99 лет); во второй подгруппе значимость ретроспективы представлена 34 % (длительность – до 17 лет), событий настоящего – 12 % (от 1 месяца до 1 года 3 месяцев), будущего – 54 % (до 43 лет); в третьей подгруппе прошлое представлено событиями, значимость которых – 18 % (18 лет), значимость событий настоящего – 1 % (до 8 месяцев), события будущей временной перспективы оценивались в среднем 81 % (до 82 лет). Результаты "циклического теста времени" показали наличие взаимосвязи в описании структуре прошлого, настоящего и будущего (один из вариантов - расположение кругов прошлого и настоящего внутри круга, представляющего будущее, пересекающиеся круги, площадь круга, представляющего будущего значительно больше площади прошлого и настоящего). В этой группе формирование списка событий не вызвало значительного затруднения. Среди значимых событий названы "рождение ребенка", "создание семьи", "воплощение творческих замыслов", "первая любовь", "поступление в университет", "получение профессионального образования", "нахождение смысла существования", "интересная, творческая работа".

Анализируя принадлежность событий различным сферам, можно выделить, что большинство респондентов называют как самое значимое в прошлом свое рождение (88 %), для них также большое значение в ретроспективе имеют значения события, связанные со школой, 50 % считают значимыми различные события детства, такое же количество называют среди событий прошлого события, связанные с увлечениями ("хобби").

Среди важных событий 78 % испытуемых называют поступление в университет, причем 60 % относят это событие к будущему, а 40 % - к настоящему.

События в семье значимы для всех респондентов, 44 % называют названные события уже произошедшими, 22 % относят их к настоящему, а 34 % - к будущему. Среди этих событий можно выделить отдельно группу событий, связанных с семейным отдыхом (26%): 58 % - в ретроспективе, 29 % - в настоящем, 13 % - в перспективе.

Значительны события в сфере общения, 96 % называют события "знакомство, дружба", из них 52 % событий относится к прошлому, 19 % - к настоящему и 29 % - к будущему. Часть событий (29 %) - это расставание с близким другом, ссора.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Методы и методики исследования
Методика определения стиля руководство трудовым коллективом Методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководств ...

Понятие конфликт и конфликтность
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явлени ...

Результаты и их обсуждение
В итоге проведенного исследования и обработки данных были получены следующие результаты. 1. Исследование характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации по методике Ю. Алешиной, Е. Гозмана, Е. Дубровской. В результате проведенн ...