В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется понятие «межличностные отношения». В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения» [18, с. 231].
В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик [18, с. 32]:
- на основании объекта: диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.;
- на основании задач, решаемых исследователем: выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.;
- на основании структурных особенностей используемых методик: опросники, проективные методики, социометрия и т.д.;
- на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений: методики субъективных предпочтений и др.
Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:
1) диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест Дж. Морено, а также ряд его модификаций – например, аутосоциометрические методики. Называя методологические недостатки этой группы, авторы отмечают следующее: «…сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния процесса психической защиты… может кардинально измениться…»;
2) методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемой информации;
3) методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от психологической теории, которой руководствуется исследователь;
4) диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы – «Калифорнийский психологический опросник личности (СРI) и методику Т. Лири;
5) методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик – проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, о себе в них, об его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются «большим удельным весом» субъективизма в интерпретации данных.
Подробнее рассмотрим методику Т. Лири (Методика диагностики межличностных отношений). Опросник разработан Т. Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Другие статьи:
Коллективные настроения
Коллективные настроения – важнейшая составная часть психологии коллектива, которую руководителю необходимо учитывать при формировании морально-психологического климата. Как совместные переживания тех или иных фактов, событий, коллективные ...
Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака
Для того чтобы определить уровень значимости определенных ценностей для каждого супруга, а также определить степень согласованности/рассогласованности в образе своей семьи между супругами, в зависимости от типа семейных отношений, мы испо ...
Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психо ...