Ппроцедура исследования

В данной работе было проведено исследование мотивации достижения успеха и личностных особенностей студентов-психологов, с целью выявления взаимосвязи этих двух характеристик личности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского среди студентов факультета психологии 2 курса. Общей объем выборки составил 40 человек.

Целью первого этапа является составление двух групп испытуемых: в первую группу вошли студенты с выраженным мотивом достижения успеха, во вторую – студенты с низкими показателями выраженности мотива достижения успеха. Первый этап мы разбили на подэтапы. Сначала для выявления у студентов мотива достижения успеха использовалась методика Т. Элерса. Но поскольку эта методика является методикой субъективной оценки, т.е. человек сам определяет, характерны ли для него те или иные способы поведения в ситуациях успеха, свою степень стремления к достижению цели, то для достоверности результатов при составлении групп было решено провести методику групповой оценки личности. Это также один из вариантов субъективной оценки личности, но, в отличие от первой методики, здесь характеристику человеку дают окружающие его люди, в данном случае, одногруппники. Но возникает вероятность оценки студентами друг друга, исходя из личных предпочтений. Для получения максимально точных результатов была также проведена экспертная оценка личности студентов. В качестве экспертов выступали преподаватели студентов, которые оценивали выраженность у них мотивации достижения успеха, исходя из активности студентов, их работы на занятиях, участия во внеаудиторной работе.

На наш взгляд, с помощью групповой оценки личности как одногруппниками, так и преподавателями могут быть получены максимально объективные результаты. Поскольку преподаватели способны дать более беспристрастную оценку, которая, к сожалению, в основном будет основываться на анализе учебной деятельности студентов. Оценка же одногруппников базируется не только на проявлении мотива достижения успеха в учебной деятельности, но и в других сферах. Именно поэтому, методика проводится в двух вариантах, а полученные результаты согласовываются между собой.

Таким образом, на основе результатов, полученных по методике Т. Элерса и методике групповой оценки личности (ГОЛ), составляются две группы испытуемых – с выраженным мотивом достижения и низкой выраженностью данного мотива. В первую группу были включены испытуемые, набравшие от 17 и выше баллов по методике Элерса и получившие наибольшее число выборов по "ГОЛ". Во вторую – наоборот, получившие наименьшее число выборов по методике групповой оценки личности или не получившие выборов вообще и наименьший балл по методике Элерса. Испытуемые, получившие средние характеристики по данным тестам, исключаются из дальнейшего исследования.

Второй этап исследования направлен на выявление личностных особенностей тех студентов факультета психологии, которые вошли в данные две группы. Данное исследование проводится при помощи многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. Кеттелл выделяет 16 факторов или черт личности. Подробнее о них будет сказано в следующей главе. Проанализировав научную литературу, мы сочли целесообразным использовать результаты не по всем факторам, а лишь выборочно. В данной работе будут использоваться следующие факторы опросника: фактор E – конформность (зависимость) / доминантность (настойчивость); G - недобросовестность / добросовестность, H - робость (осторожность, сдержанность) /смелость, уверенность; O–самоуверенность /склонность к чувству вины; Q - социабельность (зависимый от группы) / самодостаточность (независимый); Q - импульсивность (неуправляемый, низкий самоконтроль) / контроль желаний (организованный, контролирующий свое поведение).

На третьем этапе мы выявляем взаимосвязи мотивации достижения успеха и вышеназванных личностных особенностей с помощью корреляционного метода (критерий корреляции Пирсона).

Другие статьи:

Эпикритические ощущения
Под эпикритическими ощущениями (греч. высший, поверхностный, подвергающийся сложной переработке) понимаются наиболее высокие виды ощущений, которые не носят субъективного характера, отделены от эмоциональных состояний, имеют дифференциров ...

Результаты исследования методики диагностики особенностей межличностного поведения человека в группе
Проведя исследование диагностики особенностей межличностного поведения студентов в группе разных курсов физико-математического факультета были получены следующие результаты, которые представлены в нижеследующих таблицах. Среди студентов ...

Тестирование и виды опросников
Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картине и т.п.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы об уров ...