Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний

Другая психология » Взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с наличием у ребенка психосоматических заболеваний » Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний

Страница 2

А.Г. Малкина-Пых дает определение причин патогенеза психосоматических расстройств:

1. Неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;

2. Наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам;

3. Нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС);

4. Личностными особенностями;

5. Психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;

6. Фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

7. Особенностями психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений [35, 19с.].

Исходя из структуры психосоматических соотношений целесообразно выделить 4 группы состояний:

Соматизированные психические (соматоформные) реакции, формирующиеся при невротических или конституциональных расстройствах (неврозы, невропатии).

Психогенные реакции (нозогении), возникающие в связи с соматическим заболеванием (последнее выступает в качестве психотравмирующего события) и относящиеся к группе реактивных состояний.

При психогенных заболеваниях (сюда относят истерию, ипохондрию, булимию) наблюдаются относительно выраженные нарушения функций органов и систем.

Реакции по типу симптоматической лабильности - психогенно провоцированная манифестация либо экзацербация соматического заболевания (психосоматические заболевания в традиционном их понимании).

У детей выделяют по локализационному принципу расстройства с неврологическими проявлениями (сюда относят нарушения сна и судороги), отклоняющееся пищевое поведение (анорексия, рвота, геофагия, копрофагия, трихофагия, т.е. поедание земли, кала и волос, извращенный аппетит). Также выделяются расстройства пищеварения в первые полгода жизни: запоры, понос, колиты, раздражимость ободочной кишки. К ним присоединяют также заболевания дыхательных путей: спастический плач, астму, поражения носоглотки, болезненные отиты, бронхиты, рецидивирующие пневмопатии. Из кожных заболеваний выделяются экзема, крапивница, алопеция, псориаз. Все эти заболевания относятся к психосоматическим расстройствам. Наряду с этим выделяют как психосоматические такие синдромы как аллергические заболевания, истощение, задержка роста и т.д. [2, 37 с.].

Реакции экзогенного типа (соматогении), манифестирующие вследствие воздействия соматической вредности на психическую сферу и относящиеся к категории симптоматических психозов, т.е. к категории экзогенных психических нарушений [35, 3 с.].

Для понимания психосоматического явления необходимо учитывать взаимообратимость чистых динамик и вещественных динамик. Многие заболевания, особенно опухоли, имеют психическое происхождение. Менегетти дает определение психики как динамической реальности, которая управляет любой человеческой органикой в ее волевом, биодинамическом, химическом и материальном аспектах [40, 88 с.].

В.В. Ковалев выделил период соматовегетативного реагирования - в возрасте от 0 до 3-х лет все психические расстройства выступают в виде соматовегетативных проявлений. С 4-х до 7 лет психические расстройства проявляются в виде двигательных, моторных нарушений. В последующем с 5 до 10 лет - отмечаются аффективные и с 11 до 17 лет - эмоционально-идеаторные проявления психических расстройств. Определенное место в патогенезе психосоматических расстройств занимает такое явление как алекситимия - недостаточность вербализации, как следствие эмоциональных нарушений. Депрессия, по сути, сопровождается замедленностью мышления [2, 32 с.].

Менегетти пишет, что в определенном возрасте (до 4-5 лет) ребенок формируется под воздействием выборов или действий, осуществляемых бессознательным того взрослого, к которому он наиболее сильно привязан. То есть, ребенок конкретизирует себя в зависимости от того типа симбиоза, в который вступает его собственное бессознательное со взрослым.

Соматические и психические проявления различаются по скорости действия: соматическая - наиболее медленная. Поэтому органическое заболевание с этой точки зрения представляет собой форму приспособления. В любом случае соматизация - это всегда результат инфантильной реакции "Я": первичное положение сохраняется не пoтoмy, чтo действие невозможно, а лишь потому, что "Я" в состоянии комплексуальной защиты заставляет рациональную часть молчать; а поскольку "Я" владеет властью именно на нем лежит ответственность за отказ от воплощения в реальности. Шизофрения и неврозы всегда альтернативны функциональному или органическому неврозу, и поэтому иногда лучше воздержаться от оперирования язвы, ибо если действительная причина ее возникновения не установлена и не понята, это может привести к более сильной разрядке в каком-либо другом месте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Сравнительный анализ проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля руководства
На первом этапе исследовалось стиль руководства менеджеров и их эмпатические качества по методике «Ваши способности к эмпатии» и Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. В исследовании принимали участие одна группа мен ...

Исследование преданности организации работников разных подразделений
Исследование преданности работников организации проводилось с помощью методики «Оценка лояльности сотрудника к организации» (Почебут Л.Г., Королева О.Е.). Данные изображены на рисунке 10. Статистический анализ данных осуществлялся с помощ ...

Тип конфликта "студент – преподаватель"
Участниками более половины зафиксированных студентами конфликтов являются преподаватели. Только десятая часть этих конфликтов никак не описывается. Характер остальных всецело касается личности педагога — его поведения в отношении студенто ...