Организация и этапы проведения экспериментального исследования

Страница 1

При изучении проблемы семейного взаимоотношения с конкретными индивидами необходимо, с одной стороны, сравнить этот процесс с условно нормативными, с другой - исследовать влияние воспитания на "Я концепцию" ребенка и состояние его здоровья. Проследить семейные взаимоотношения во всей полноте невозможно. Ведь жизнь - это не жестко обусловленная последовательность действий и форм поведения, реализация которых с необходимостью приводит к определенной цели. У каждого учащегося есть сформированные черты характера, личностные установки и принципы жизнедеятельности. В обществе и его частях (в семье, ближайшем окружении) также существуют определенные схемы, включающие критерии поведения (в виде приемлемых границ), норм и ценностей, обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе взаимоотношений все эти моменты находятся в постоянном сложнейшем взаимодействии, результаты которого интегрируются в представлениях ребенка о себе и своей семье. Неопределенность взаимоотношений выступает как материал проективного, задаваемого самой жизнью теста, выполнение которого (т.е. реальное отношение) обнаруживает особенности и некоторые детерминанты процесса воспитания, а также личностные качества его участников.

В исследовании участвовали учащиеся 10-го класса в количестве 19 человек. Семейные взаимоотношения и личностные качества детей выявлялись путем опросов, бесед, тестирования, экспериментального исследования. Для проведения исследования были использованы методики: "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" (А.Я. Варга, В.В. Столин), самоотношение подростков по тест - опроснику (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин), диагностика гендерных различий и потенциалов девиантного поведения с помощью многофакторного личностного опросника - FPI, экспресс - диагностика гендерных стереотипов. Проводился сравнительный анализ по методике межличностных отношений (Т. Лири), исследовались медицинские карты учащихся.

По сравнительному анализу всех методик и амбулаторных карт здоровья детей необходимо было определить влияние семейных взаимоотношений на психосоматическое состояние ребенка. С помощью сравнительной характеристики данных обоих родителей по методике "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" (В.В. Столин, А.Я. Варга) было определено три группы семейных взаимоотношений: группа А - гармоничные взаимоотношения в семье (8 чел), группа Б - амбивалентные взаимоотношения в семье (7 чел) и группа В - не гармоничные взаимоотношения в семье (4 чел). По остальным методикам определяли уровень эмоционального состояния, межличностное взаимоотношение и самоотношение ребенка. В настоящем исследовании предпринята попытка выявить отношение родителей к своим детям, специфическое именно для этого возрастного периода и исследовать влияние взаимоотношений на психосоматическое состояние ребенка. Это возможно, как мы полагаем, лишь при сопоставлении с результатами исследования.

Результаты оценивались по следующим формальным критериям: приближенные к критериям нормы и отклоненные от нормы.

Таблица № 1. Результаты методики "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте".

Шкалы

Группа А

Группа Б

Группа В

мать

отец

мать

отец

мать

отец

1. Принятие

28,5

29

23,7

20

20,5

17

2. Эмпатия

26,5

27

21,7

17,3

14,5

13

3. Эмоц. - я дистанция

19

15,5

17,7

15,3

16

17

4. Сотрудничество

23,6

24

18,7

15,7

15

13

5. Принятие решений

24

28

20

19,7

15,5

15,5

6. Конфликтность

5

4

7,3

8

11

11

7. Поощр. автономности

27,4

27,5

21,8

21,6

22

21

8. Требовательность

17,6

14,5

19,4

14,7

20,4

21

9. Мониторинг

22,6

23,5

21,7

16

15

15

10. Контроль

17,6

16

19,4

10,3

14,5

15

11. Авторитарность

10,1

7

15,4

11,7

15

16,5

12. Оказан. поощрений

13,4

13,5

11,7

8,7

10

8

13. Реализ. наказаний

5,1

3,5

8

7,3

8

8

14. Непосл. родителя

13,9

8,5

15,6

14,3

17,5

16,5

15. Неуверен. родителя

15

9

15,1

11,3

15

13,5

16. Удовл. потр. ребенка

27,9

27,5

21,7

19

20,5

18,5

17. Неадекв. образа реб.

11,2

9

13,3

13

17,5

19

18. Вражд. к супругу

4,6

3

5,3

7,7

5,5

5,5

19. Доброж. к супругу

11,1

8,5

8,6

8

6,5

6,5

20. Удовл. отношениями

25,5

24,5

20,7

21,7

10

10

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Строение высших психических функций
Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по спо ...

Проблема речевой готовности детей к школьному обучению
Разные авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.) выделяют и экспериментально подтверждают определенные составляющие психологической (личностной и интеллектуальной) готовности детей ...

Организация и методика исследования
Теоретически мы уже исследовали нашу тему курсовой работы, теперь докажем нашу гипотезу о том, что склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости не влияет на их самооценку. Предметом нашего исследовани ...