Организация и этапы проведения экспериментального исследования

Страница 4

В первой группе мы видим, что подростки осознают и имеют представление о своих выраженных чертах характера. Они уверенны в свои силах и способностях. Более уважительно относятся к своим достоинствам и недостаткам, симпатизируют личностным качествам. По сравнению с другими группами менее рефлексичны в отношениях с другими людьми. Проявляется интерес к личностным чертам характера, менее самоуверенны. Принимают себя такими какие они есть. Внутреннее управляют своим поведением, действуя скорее на основе собственных убеждений и ценностей, чем на основе социальных норм или группового давления. Наименее проходит процесс самообвинения. Наиболее стремятся понять свои чувства и ощущения.

Во второй группе результаты подростков несколько отличаются. По сравнению с первой группой менее проявляется личностное самоотношение, уважение личностных качеств, симпатия, интерес к себе. Более рефлексивны при взаимоотношениях с окружающими. При этом наиболее высокая самоуверенность, принятие своих достоинств и недостатков. Менее контролируют свое поведение, понимают что с ними происходит. Более происходит самообвинение подростков.

В третьей группе подростки наиболее стремятся к познанию структуры самосознания. По сравнению с первой группой менее самоуважительны, симпатизируют себе. При этом наиболее проявляется рефлексия, самоинтерес. По сравнению со второй группой менее самоуверенны. В наименьшей степени происходит процесс самопринятия, самопонимания. Подростки наиболее контролируют свое поведение при повышенном самообвинении. Подростки в отличии от остальных хуже понимают душевное состояние.

Таблица № 4. Результаты методики "Диагностика межличностных отношений" (Т. Лири).

Шкалы

Группа А

Группа Б

Группа В

1. Авторитарный

9

9,7

9,5

2. Эгоистичный

5,7

7

6,5

3. Агрессивный

4

5,7

7

4. Подозрительный

6,5

6,7

7,5

5. Подчиняемый

5,7

3,5

3,5

6. Зависимый

8

6,2

9,2

7. Дружелюбный

11,2

7,5

8

8. Альтруистический

9,5

7,2

8,5

У подростков первой группы проявляются качества доминантного, энергичного, компетентного, авторитетного лидера. При этом они менее эгоистичны, ориентированны на себя, склонны к соперничеству, упрямы, упорны, настойчивы и энергичны. Менее критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. В тоже время по сравнению с другими группами наиболее проявляются качества скромности, робости, уступчивости, эмоциональной сдержанности, способность подчиняться, выполнять свои обязанности. Присущи черты конформности, мягкости, ожидание помощи и советов, доверчивость, склонность к восхищению окружающими, вежливость. Подростки наиболее стремятся проявлять дружелюбность и любезность со всеми, ориентацию на принятие и социальное одобрение, могут стремиться удовлетворять требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремиться к целям микрогрупп, иметь развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоциональную лабильность. Проявляют стремление к гиперответственности, могут приносить в жертву свои интересы, стремиться помогать и сострадать всем, проявлять навязчивость в своей помощи и активность по отношению к окружающим, принимать на себя ответственность за других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Формирование Я-концепции подростков
Становление и развитие Я-концепции подростка – важная задача в области современного образования. В процессе обучения и воспитания у человека должна быть сформирована система адекватных представлений о себе, позитивная устойчивая самооценк ...

Причины и механизмы нарушения внимания
Прежде, чем проанализировать специфику нарушения такого психического процесса как внимание, следует сделать акцент на рассмотрении его сущности. До человека доходит огромное число раздражений, однако он отбирает самые важные из них и игн ...

Анализ контрольного этапа эксперимента
Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особ ...