Анализ корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации

Страница 6

Из связей интегральной шкалы адаптации (A) со шкалой общительности (Общ) r0,5=-0,37 следует, что чем более в структуре личности выражены адаптивные формы социально-психологического взаимодействия, тем менее характерны такие свойства как общительность и удовлетворенность собственной "Я-концепцией".

Интегральная шкала самовосприятия (S) коррелирует со шкалами зависимость (Звс) r0,1=-0,56, самоуверенность (Смвр) r0,1=0,49 и шкалой самоценности (Смцн) r0,5=0,35. Следовательно, что чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность и самоценность.

Корреляции шкалы принятия других (L) со шкалами зависимости (Звс) r0,1=-0,55 и самоуверенности (Cмвр) r0,1=0,41 говорят о том, чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность.

Интегральная шкала эмоциональной комфортности (E) коррелирует со шкалами зависимости (Звс) r0,1=-0,54, самоуверенности (Смвр) r0,1=0,56 и самоценности (Смцн) r0,5=0,38, то есть чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность, самоценность и самообвинение.

Корреляции шкалы интернальности (I) со шкалами зависимости (Звс) r0,5=-0,34 и самоуверенности (Смвр) r0,1=0,4, то есть, чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность.

Шкала стремления к доминированию (D) связана со шкалами независимости (НЗвс) r0,1=0,53 и закрытости (Зкр) r0,5=-0,30, что свидетельствует об избегании независимости и открытости в общении индивидов, стремящихся к лидерским позициям.

Итак, из приведенного выше следует, что существует корреляционная связь между адаптацией и самооценкой в старшем школьном возрасте. Эти существующие значимые связи подтвердились, следовательно, гипотеза, поставленная в начале нашей работы является достоверной.

ВЫВОДЫ

Результаты эмпирических исследований подтвердили нашу гипотезу: самооценка старшего школьника влияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений.

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь уровня адаптации и самооценки у учащихся старших классов.

Как показал корреляционный анализ: (см. таблица №5)

1. Шкала адаптации (АД) по тесту К. Роджерса и Р. Даймонда достоверно связана со шкалами внутренней конфликтности (ВК) и самообвинением (Смбв) реципрокно, то есть можно говорить о том, что чем больше у реципиента будет выражена внутренняя конфликтность и самообвинение, тем менее адаптивной будет данная личность.

2. Выявлено, что чем более у учащихся будут выражены такие качества как необщительность, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем сложнее будет адаптация, то есть личность будет дезадаптированна. С другой стороны, чем выше будет самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, тем менее дезадаптированнее будет реципиент.

3. Корреляционный анализ показал, что чем выше у индивида будет отраженное самоотношение и самоценность, тем больше он будет ощущать собственную ценность "Я". Человек будет чувствовать себя принятым окружающими людьми, что его ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он проявляет общительность, эмоциональную открытость при взаимодействии с окружающими, характерна легкость установления деловых и личных контактов. Чем менее будет развито самообвинение, тем больше индивид будет принимать себя и собственное "Я".

По данным нашего исследования, на успешность адаптации в раннем юношеском возрасте в сфере межличностных отношений значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих личности, адекватная самооценка и принятие собственного "Я".

Таким образом, гипотеза о том, что самооценка старшего школьника влияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений подтвердилась. Результаты работы могут быть интересны школьным психологам и использоваться в рамках психологического консультирования старшеклассников, педагогов, родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Понятие о сиблингах и сиблинговой позиции
"Сиблингами" психологи называют всех братьев-сестер в семье, и они - зона особого внимания специалистов. Дело в том, что старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борются между собой за пространств ...

Неполные семьи: факторы риска и возможности
Дети, растущие в бедной семье, где главой является мать, подвержены риску во многих отношениях. Отсутствие отца снижает как их социальный, так и экономический статус. Женщины, возглавляющие такие семьи, нередко отличаются психологической ...

Виды памяти по характеру психической активности
По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память. Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе ...