Понятие и структура личности

Страница 2

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн различал в структуре личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А.Н.Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, как и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности.

Иерархическая структура личности (по К.К.Платонову) [3; c. 56]:

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся:

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура индивидуального опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения, индивидуальных особенностей психических процессов

Особенности познавательных процессов (мышление, память, восприятие, ощущение, внимание); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Роль рефлексии в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотн ...

Анализ опытно-экспериментального исследования
Проанализируем результаты, полученные при использовании выбранных методик. Проанализируем результаты, полученные в результате диагностики уровня агрессии учащихся 10-1 класса по методике Басса-Дарки. Ответы испытуемых оценивались по вос ...

Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются по-разному. Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). ...