Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста

Другая психология » Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников » Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста

Страница 1

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

• Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

• Развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, умения учиться;

• Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

• Раскрытия навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

• Становления адекватной самооценки, развития самокритичности по отношению к себе и окружающим;

• Усвоения социальных норм, нравственного развития;

• Развития навыков общения со сверстниками, установления дружеских контактов [25, 264].

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключают того, что младший школьник активно включён и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и т.д.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не обретёт умения учиться, не научиться дружить, не обретёт уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо высоких душевных и физических затрат.

Правда, забегая вперёд, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особой заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребёнком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста [30, 28].

Что же характеризует особенности психического, личностного развития школьников на стыке этих возрастов?

В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований [42, 32].

Каждая стадия психического развития, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется «изменением места, занимаемого ребёнком в системе общественных отношений» [26, 47], «определённым, ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым ведущим типом его деятельности» [26, 64] под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии» [41, 98]. Следовательно, ведущая деятельность ребёнка характеризуется тремя признаками:

Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;

Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы;

В-третьих, это деятельность, от которой главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребёнка [26, 72]. В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивают сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. по словам Д.Б.Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим» [41, 75]. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Типологии характеров
Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум несколько десятков, и они могут сочетаться друг с другом в личности человека различными ...

Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний
Появление термина "психосоматический", согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина "соматопсихический" - к 1822 г. - Якоби, но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духо ...

Корпоративная культура
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и д ...