Заключение

Страница 1

В современной психологической литературе достаточно много говорится о проблеме межличностных отношений младших школьников, о их взаимосвязи с такими характеристиками темперамента как экстраверсия – интроверсия. В данной работе нам предстояло ответить на вопрос о том, существует ли взаимосвязь между экстраверсией – интроверсией и межличностными отношениями в группе подростков.

Результаты нашего исследования подтверждают взаимосвязь экстраверсии - интроверсии и статусного положения ученика в коллективе.

В ученическом коллективе средней общеобразовательной школе учащиеся с I и II статусным положением чаще имеют экстравертированный тип темперамента с высоким уровнем эмоциональной стабильностью.

В нашей выборке наибольшее число учащихся с типом темперамента «сангвиник» и очень малое количество «меланхоликов». По статусу личности в классе больше наблюдается «оттесненных» и очень мало «отвергнутых».

С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязи между экстраверсией – инверсией и статусным положением ребёнка.

Существует связь между типами темперамента и статусом личности в классе. Наибольшая взаимосвязь получена между меланхоликом и отвергнутыми. Холерик тесно коррелирует с «предпочитаемыми». Сангвиник значительно связан со «звездами», а флегматик взаимосвязан с «изолированными» и «оттесняемыми».

Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу.

Выводы

В младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Появляется новый коллектив, с которым возникают новые социальные связи. Эти связи образуются на основе разнообразных видов общения, а также на основе типов темперамента.

1) Анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, не зависимо от ее содержания, целей, мотивов, остается постоянным в зрелом возрасте и взаимосвязи характеризует тип темперамента.

2) Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.

3) Наше экспериментальное исследование показало, что у учащихся изучаемых классов ярко выражена следующая иерархия типов темперамента: сангвиник (56%); холерик (20,9%); флегматик (15,8%); меланхолик (10,7%).

4) Среди младших школьников, из нашей выборки больше всего «выбираемых (50,7%); «отвергаемых» (6,3%); «изолированных» (6,9%).

5) Результаты математической обработки количественных данных нашего исследования показали, что существует значимая положительная корреляция между экстраверсией – интроверсией и статусом личности в ученическом классе. Наибольшая взаимосвязь получена между меланхоликом и «отвергнутыми» (r = 0.69**), холериком и «предпочитаемыми» (r = 0.61**), сангвиником и «звездами» (r = 0.53**), флегматиками и «выбираемыми» (r = 0.48**), флегматиком и «изолированными» (r = 0.54**).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния
Изучением эмоций и эмоциональных состояний занимались А. Левинсон, К. Е. Изард, Х. Цваардемакер, Э. Гельгорн, Дж. Луффборр, С. Н. Славин, М. И. Еникеев, С. В. Курбатова, С. Н. Яшкин, П. В. Симонов, Д. Гоулман, Н. В. Панина, З. Фрейд и дру ...

Современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения
Экономический рост в Западной и Центральной Европе в 50 - е начале 70-х гг. прошлого века сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Во всех европейских промышленно развитых странах была зафиксирована тенденция к увеличению чи ...

Неосознанное внутреннее наблюдение.
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую ...