Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка
Критерии оценки |
Гиперактивный ребёнок |
Тревожный ребёнок |
Контроль поведения |
Постоянно импульсивен |
Способен контролировать поведение |
Двигательная активность |
Постоянно активен |
Активен в определённых ситуациях |
Характер движений |
Лихорадочный, беспорядочный |
Беспокойные, напряжённые движения |
Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребёнка, которые помогут в практической работе.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком):
Дифицит активного внимания: непоследователен, ему трудно удерживать внимание; не слушает, когда к нему обращаются; с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; испытывает трудности в организации; часто забывчив; часто теряет вещи; избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Двигательная расторможенность: постоянно ёрзает; проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь); спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве; очень говорлив.
Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; плохо сосредоточивает внимание; не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабо управляется правилами.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.
Упражнение «Как выявить гиперактивного ребёнка»
Данное упражнение предназначено: вариант 1 – для педагогов, психологов, дефектологов; вариант 2 – для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант, соответствующий контингенту. Если группа смешанная, то одна подгруппа выполняет задания для педагогов, другая – для родителей.
Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариативность поведения, то наблюдения за ними только в школе или домашних условиях может оказаться недостаточно. В этом случае необходима дополнительная информация о ребёнке. Для получения такой информации надо побеседовать с его родителями. Во время беседы следует задавать вопросы, которые дополняют информацию о ребёнке. Для выполнения упражнения группа делится на пары, каждой паре выдаётся карточка со списком вопросов для родителей или педагогов. Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один из участников играет роль родителя, другой – роль педагога. «Педагог» выбирает из списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными с точки зрения поведения ребёнка и в то же время корректными по отношению к родителям. Пары работают 5-7 мин. По окончании проводится групповое обсуждение.
Другие статьи:
Факторы, которые влияют на профессиональное самоопределение
На профессиональное самоопределение влияют: социальное и материальное положение семьи; уровень образования родителей; случайные факторы увлечений. Раннее профессиональное самоопределение по обыкновению связано с неблагополучными семейными ...
Роль матери в формировании девочки подростка
Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем. Для того, чтобы выявить предпосылки развития современного типа женщин ...
Анализ исследований и полученных результатов
Диагностика мотивации посещения спортивных занятий Орловой Л.Г. позволяет узнать, что конкретно мотивирует учащихся посещать спортивные занятия в школе. Для исследования применялась «Анкета мотивации посещения спортивных занятий учащихся ...