Подходы к развитию социального интеллекта и эмпатии

Другая психология » Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков » Подходы к развитию социального интеллекта и эмпатии

Эмпатия, понимаемая как личностное свойство, имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию.

Исходя из того, что эмпатия формируется и проявляется в ситуациях диалогического общения, когда ученик выступает не только как объект, но и как субъект взаимодействия.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены две последовательно развивающиеся формы эмпатии – сопереживание как непосредственно импульсивная форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие – осознанный отклик на реальную жизненную ситуацию.

Применение ролевых игр в качестве метода актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемой педагогической деятельности должно удовлетворять следующим требованиям:

1. неопределенность условий игры, что предоставляет субъекту большую вариативность действий;

2. включение субъекта в конфликтную ситуацию, «провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение;

3. выбор и выполнение реальных завершенных действий;

4. создание возможности уточнения сведений, ввод дополнительных переменных ситуаций;

5. выполнение экспериментатором роли режиссера.

Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:

А) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийного поведения; б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера, вызывает переживание чувств играемой роли; в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры [25; 85].

Развитие социального интеллекта личности рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, А.Л.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системе отношений с другими людьми и является необходимым условием существования самой личности

Специфика данного подхода к изучению личности заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной и познавательной активности, являющихся основными компонентами социального интеллекта. Основываясь на концепции А.В.Петровского и его подхода к развитию личности выделяют два подхода к развитию социального интеллекта учащихся юношеского возраста.

Первый подход - собственно психологический, который заключается в понятии развивающейся личности.

В рамках этого подхода естественно предположить, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития.

Второй подход— собственно педагогический: что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой, ее общение с окружающими, конституируя «социальную ситуацию развития».

Другие статьи:

Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе
В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько отдельный ребенок, сколько различные группы ребят, объединенных по разнообразным признакам (с педагогическим коллективом, семьей, родительским комитетом и т.д.). Ч ...

Методы исследования
Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей. Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку ...

Блоггерство - некоторые психологические аспекты явления
Блоггерство в России начало формироваться много позже чем в других странах, но при этом весьма быстро и активно – аналогично темпам распространения в нашей стране сети Интернет в целом. Активная акцентуация внимания к блогам и блоггерам ...