Подходы к развитию социального интеллекта и эмпатии

Другая психология » Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков » Подходы к развитию социального интеллекта и эмпатии

Эмпатия, понимаемая как личностное свойство, имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию.

Исходя из того, что эмпатия формируется и проявляется в ситуациях диалогического общения, когда ученик выступает не только как объект, но и как субъект взаимодействия.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены две последовательно развивающиеся формы эмпатии – сопереживание как непосредственно импульсивная форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие – осознанный отклик на реальную жизненную ситуацию.

Применение ролевых игр в качестве метода актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемой педагогической деятельности должно удовлетворять следующим требованиям:

1. неопределенность условий игры, что предоставляет субъекту большую вариативность действий;

2. включение субъекта в конфликтную ситуацию, «провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение;

3. выбор и выполнение реальных завершенных действий;

4. создание возможности уточнения сведений, ввод дополнительных переменных ситуаций;

5. выполнение экспериментатором роли режиссера.

Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:

А) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийного поведения; б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера, вызывает переживание чувств играемой роли; в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры [25; 85].

Развитие социального интеллекта личности рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, А.Л.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системе отношений с другими людьми и является необходимым условием существования самой личности

Специфика данного подхода к изучению личности заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной и познавательной активности, являющихся основными компонентами социального интеллекта. Основываясь на концепции А.В.Петровского и его подхода к развитию личности выделяют два подхода к развитию социального интеллекта учащихся юношеского возраста.

Первый подход - собственно психологический, который заключается в понятии развивающейся личности.

В рамках этого подхода естественно предположить, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития.

Второй подход— собственно педагогический: что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой, ее общение с окружающими, конституируя «социальную ситуацию развития».

Другие статьи:

Слуховой путь человека
В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкал ...

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования рассмотрение данной темы актуально для нас тем, что в нашей стране все большее внимание стали уделять программам эффективного обучения, для воспитания молодых специалистов. Наши ВУЗы пытаются вырастить своих ...

Все люди разные.
Для того чтобы создать хорошие и любовные взаимоотношения, необходимо понимать эту истину. Однако в жизни мы не всегда признаем, что другие люди отличаются от нас. Мы выказываем недовольство, сопротивляемся и отвергаем эти различия. Мы т ...