Память: понятие, процессы, виды

Велика она, эта сила памяти, Господи, слишком велика! Это святилище величины беспредельной…что-то внушающее ужас есть в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам…

Августин Аврелий

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.

Память характеризуется следующими параметрами:

- объем памяти – показатель количества запоминаемой информации;

- точность воспроизведения – отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

- быстрота воспроизведения – характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию;

- длительность памяти – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти: [10, с. 138]

1. по времени сохранения материала:

- кратковременная - память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим промежутком времени;

- долговременная – память, рассчитанная на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный;

- оперативная – память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

2. по преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

- двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение разнообразных движений;

- зрительная – способность в течение длительного времени «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет;

- слуховая – хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных;

- словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. д. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала;

- эмоциональная – память на бывшие когда-то переживания, она участвует в работе всех видов памяти.

3. по характеру целей деятельности:

- непроизвольная – запоминание и воспроизведение, которые осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания;

- произвольная – в этом случае присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами – слухо-моторным, зрительно=двигательным, зрителтно-слуховым. Тип памяти зависит не только от природных особенностей НС, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу, что-либо запомнить. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. [9, с.277]

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а память и мышление тесно связаны между собой. Поэтому в своей работе мы взяли за основу исследование образной и зрительной памяти.

Другие статьи:

Связь мышления и речи
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни воз­никнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговари­ваем про себя, т. е. мышление ...

Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования
Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% меди ...

Обсуждение результатов взаимосвязи социального капитала и мотивации сотрудников международной организации
Как мы видим из таблицы №1, уровень значимости выше 0,05, т.е. связи между средним показателем доверия по каждому респонденту и мотивацией не наблюдается. Но, если посмотреть на таблицу корреляции мотивов с отдельными аспектами доверия, ...