Поздний период в жизни человека

Страница 5

Модель нормального психического развития, на которую мы ориентируемся в своей работе, представлена в таблице 2.1 Возрастные периоды в старости, как и на предшествующих этапах жизненного пути, мы описываем по четырем параметрам: система социального окружения, возрастные задачи, резервы и кризисы развития. Благополучное прохождение возрастных кризисов, активное использование резервов развития, успешное решение свойственных возрасту задач дают человеку возможность достичь состояния, которое в геронтопсихологии принято называть "счастливой старостью".

Глубже всего понятие "счастливой старости" раскрыто в работах Н.Ф. Шахматова. Он считал, что счастливая старость - это случай психической жизни в старости, когда отношение человека к своему старческому бытию по основным линиям соответствует данным этическим категориям. Счастливая старость - особо благоприятная форма старения, находящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных возрастных изменений высших психических функций.

Таблица 2.1

Модель нормального психического развития в позднем возрасте

Параметры описания возраста

Возрастной период

51-65 лет

После 65 лет

Система социального окружения

Семья Друзья Работа Окружающие

Семья Друзья Окружающие

Задачи возраста

Безопасный выход из сферы труда, понижение роли карьеры Установление межличностных отношений вне семьи, ответ на вопрос "Кому я еще нужен?" Выработка толерантного отношения к смерти

Освоение жизни в условиях большей зависимости от других людей (женщинами эта задача осваивается сложнее, чем мужчинами) Оценка прошлой жизни Умение пережить смерть близких и ожидание собственной смерти

Резервы развития

Знания и умения, способствующие опоре в большей степени на умственные, а не на физические возможности человека

Умение выживать при снижении физических ресурсов Умение подводить жизненные итоги, написание мемуаров

Кризисы развития

Кризис стагнации. Проходит благоприятно, если у человека есть живительные эмоциональные связи с окружающими людьми. Неблагоприятное течение кризиса выражается в эгоистической стагнации, предъявлении претензий к окружающим ("Эгоист - это тот, кто не думает обо мне")

Кризис значимости. Проходит благоприятно, если человек ощущает, что жизнь прожита не зря. Неблагоприятное течение кризиса сопровождается чувством отчаяния ("Жизнь прошла зря, от меня ничего не осталось")

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Влияние виртуальной реальности на идентичность индивида
Мы предполагаем, что виртуальная реальность в некоторой степени вновь моделирует стадию зеркала о которой говорил в своих трудах Ж. Лакан. Виртуальная реальность обеспечивает саму реальность, лишенную своей субстанции, сопротивляющуюся т ...

Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности
Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово м ...

Разрешение конфликтных ситуаций
В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противо ...