Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

Другая психология » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

Страница 2

Причину такого поведения некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. Они указывают, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций [19, с. 20-21].

В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в самоуважении остаётся нереализованной, - развивается резкое ощущение личного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценки или даже превосходит её.

В такой среде подростка ценят и постоянно подтверждают это вербально и не вербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

Подросток может попасть в асоциальную группу. Надо не просто вырвать подростка из одной группы; необходимо «подставить» ему вместо одной асоциальной группы другую – просоциальной ориентации. Новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Этот подход свидетельствует о том, что подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней низкое положение.

В этом случае переход личности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Однако принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. В крайних случаях такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков – не членов группы [20, с. 52 - 54].

Таким образом, самооценка у подростков формируется под влиянием многих факторов. Сначала подросток оценивает себя с другими сверстниками, усиливается склонность к самонаблюдению. Стремление себя сравнить себя с другими может привести к снижению чувства значимости и самооценки. Подросток всё больше ориентируется на сверстников, а не на учителя. Самооценка тесно связана с социальным статусом подростка в группе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус в группе, а может быть наоборот. Очень важно, что бы самооценка подростка нашла опору в социуме, а иначе это может привести к асоциальному поведению и негативным последствиям. При работе с подростками это нужно учитывать.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Что такое отношения
Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Детско-родительские отношения – это совокупность не только определённых взаимоотношений между родителями их детьми, но и их предпосылок, то есть определённого образа жизни семьи и взаимо ...

Понятие профессионализма
В сочетании с рассмотрением понятия профессионализма, мы рассмотрим также те личностные качества, которые необходимы профессионалу-психологу и которых мы касаемся в нашем исследовании. В последнее десятилетие проблемы профессионализма ст ...

Снятие тревожности
Перечень причин, почему спортсмены испытывают тревожность и страхи, сам по себе еще не решает задачи их снятия, однако его можно рассматривать в качестве отправной точки. Выявление причины страхов спортсмена или обоснованное предположение ...