Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

Другая психология » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

Страница 1

В практической части для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе мы использовали методику «Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Приложение 1), а затем провели социометрию.

Для начала мы дадим характеристику методу опроса.

Опрос - исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью - разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов.

Анкетирование - разновидность опроса, в котором достигаются те же цели на основе письменных ответов респондентов.

Каждая из этих форм имеет сильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса - в живом контакте исследователя и испытуемых, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

Сильные стороны письменного опроса - в возможности охватить исследованием большое количество опрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которым устанавливаются факты.

Слабой стороной устного опроса оказывается возможность внушения испытуемым позиции исследования и трудность охвата опросом широкого круга лиц.

Слабой стороной анкет являются их стандартный характер, отсутствие живого контакта исследователя с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах, отношениях более результативны.

При подготовке и проведении опроса, как при использовании любого исследовательского метода, предназначенного для сбора эмпирического материала, следует учитывать данные, полученные другими исследователями. Совокупность имеющихся данных и предположения о возможных изменениях в связи с особенностями социальной ситуации, нового периода развития позволяет подготовить вопросы письменного и устного опроса адекватные поставленным исследовательским задачам.

Вопросы бывают открытого и закрытого типа. Открытые вопросы требуют самостоятельного формулирования ответа.

Вопросы закрытого типа требуют ответа «да» или «нет», а также испытуемые должны выбрать из предложенных готовых ответов.

Вопросы и вопросники полузакрытого типа: ответ можно выбрать из предложенных вариантов ил сформулировать свой собственный ответ.

Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методом математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки. В проблеме и формирования выводов. Опрос проводится анонимно и включаются в него общие оценки (пол, возраст, стаж, должность и другие) [24, с. 11-12].

Социометрия (социометрический тест) представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри коллективных и межколлективных связей, путём выявления отношений между членами группы.

Социометрический тест позволяет выявлять:

- степень сплочённости, разобщённости группы;

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Рабочая концепция исследования
Целью данной работы является изучение типов корпоративных культур, имеющихся в рамках одной организации в ее различных подразделениях и исследование таких особенностей этих корпоративных культур, как удовлетворенность трудом и отношение к ...

Аутогенная тренировка и комплекс приемов самовоздействия
Специалисты предлагают применительно к состоянию группы применять аутогенную тренировку в комплексе с приемами самовоздействия. Система АТ и самовнушений обычно включает несколько этапов. I этап – изучение участниками своих личных особе ...

Понятие массовой культуры и её структура
Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы гов ...