Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

Другая психология » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

Страница 2

- социометрический статус члена группы;

- внутренние подсистемы, сплочённые подгруппы, во главе которых могут стоять неформальные лидеры.

Специфика данного метода состоит в том, что он не может быть анонимным. Испытуемый может лишь закодировать собственный бланк (социологическую карточку) ответов, однако код в любом случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос. Контурная пластика в медицинском центре в Туле

Выделяют две формы проведения социометрической процедуры:

1) непараметрическая (число выборов не ограничено);

2) параметрическая (число выборов ограничено).

К достоинствам непараметрической формы можно отнести:

а) возможность выявить эмоциональную экспансивность группы;

б) рассмотреть всё многообразие межличностных связей группы;

Недостатки непараметрической формы:

а) вероятность получения случайного выбора;

б) сложности в обработке полученных данных.

Процедура социометрического опроса.

Процедура включает в себя ряд этапов.

Подготовительный этап. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и социально-демографическими характеристиками группы.

Первый этап. Основная задача - замотивировать испытуемых для проведения дальнейшего опроса. На этом этапе формируется содержание социометрических примеров.

Второй этап. Проведение собственного опроса: инструктирование, раздача социометрических карточек, их заполнение опрашиваемыми и сбор карточек. Каждый член группы должен ответить на вопросы, сформулированные в социометрической карточке, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими. Сам опрос может происходить как в письменной, так и в устной форме.

Этап обработки. Обработка информации, представление её в свёрнутом виде, проверка надёжности полученных данных.

Завершающий этап. Получение выводов и рекомендаций [25, с. 130-141].

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками личных качеств, такие как здоровье, способности, характер и так далее. Обследуемым предлагается на вертикальным линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы их удовлетворял. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задачи.

Состав методики: Испытуемому предлагаются семь мнений. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отмечает испытуемый , как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в данный момент времени. После этого крестиками (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Методика может проводиться как фронтально – с классами, группой, так и индивидуально. Время, отводимое на выполнение задания, 10-12 минут.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 70 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. От 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистичное, некритичное отношение детей к собственным возможностям. Менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом
Некоторые авторы отмечают, что большинство инструментариев, предназначенных для исследования совладания со стрессом, оценивают совладающис реакции, а не ресурсы совладания. В то время как совладающие реакции представляют собой то или иное ...

Супружеское благополучие как показатель стабильности семьи
Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться безуспешными ...

Детско-родительские отношения: дефиниции, классификации, роль в развитии личности ребенка
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений "мать-ребенок"; типы ...