Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений

Другая психология » Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных этапах брака » Теоретико-методологические основы психологического изучения супружеских отношений

Страница 1

Семья как один из ведущих социальных институтов в своем развитии прошла достаточно длительный путь развития, по своей протяженности соотносимый с развитием самого человечества. Анализ библиографических источников позволяет констатировать, что обращение к связанной с ней проблематике встречается, начиная с трудов мыслителей Древней Греции и вплоть до нашего времени. Это позволяет выстроить периодизацию ее развития (таблица 1).

Собственно психологическая проблематика семьи наиболее ярко отразилась в трудах классиков психоаналитического, бихевиорального, гуманистического направлений психологической науки. В результате проведенной в конце 19 – начале 20 века работы представителями разных школ и направлений были выявлены и охарактеризованы различные феномены, связанные с функционированием семьи, например: чувство материнской привязанности, детская зависимость от родителей, потребность ребенка в родительской любви и сама любовь в широком смысле ее истолкования. Наибольшее внимание исследователей привлекало влияние семьи на процесс становления личности ребенка. Вместе с тем, необходимо отметить, что получаемые факты и выводимые из них обобщения носили разрозненный характер, являющийся, по сути, побочным к основной для конкретного научного течения проблематике. Предметная область психологии семьи как таковая еще не выделялась. Таким образом, период конца XIX в. – начала XX в. можно рассматривать в качестве периода диффузного накопления исходного психологического материала по проблемам семьи.

Развитие интереса к психотерапевтической практике, обозначившегося во многих психологических школах и в широких социальных слоях, привело к оформлению в ХХ веке предметной области – семейной психотерапии.

Таблица 1

Основные этапы и содержание развития психологии семьи

Этап

Общая характеристика

Источники

Ключевые проблемы

1

2

3

4

1.

Допсихологический

Народный опыт, государственные исторические документы, труды философов

значение семьи для развития общества;

нравственные аспекты семейного быта;

распределение семейных ролей

2.

Диффузное накопление знания

Труды представителей различных психологических школ: психоанализа, теории субъектных отношений, бихевиоризма, когнитивизма, гуманистической психологии и т.д.

взаимодействие матери и ребенка;

роль семьи в развитии личности;

психологические механизмы воздействия семьи на ребенка;

причины и следствия семейных проблем для развития личности

3.

Клинические разработки

Исследования психотерапевтов и психиатров (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Личко, И.И. Мамайчук, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.)

различные нарушения семейного взаимодействия;

влияние на ребенка семейных нарушений (структурных и психологических);

методы коррекции и психотерапии семейных проблем

4.

Расширение и углубление исследовательских интересов

Исследовательские наработки современных психологов, выполненные в рамках двух подходов:

- отношенческого;

- ценностного

психологические аспекты детско-родительских отношений;

воспитательное влияние детско-родительских отношений;

нарушения детско-родительских отношений;

построение супружеских отношений

5.

Перспективы

Ресурсный подход

выделение общей феноменологии ресурсности семейных отношений;

установление основных типов личностно развивающих ресурсов семьи;

изучение особенностей влияния на развитие личности основных типов ресурсов семьи;

разработка концепции актуализации личностно развивающих ресурсов семьи (22, с. 55)

Особый «бум» психотерапии в сфере семейных отношений пришелся на 90-е годы XX века. Проведенные в рамках данной проблематики исследования оказали значительное влияние на накопление эмпирического материала и выработку теоретических положений, способствующих оформлению психологии семьи. Основной вектор отечественных и зарубежных исследований, связанный с психотерапевтической практикой, касался нарушений поведения детей и подростков. В работах зарубежных психологов психокоррекция нарушений членов семьи, прежде всего детей и подростков, рассматривалась в рамках психодинамического, когнитивного и поведенческого подходов.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

«Война полов»
В каждой паре время от времени возникают разногласия. Только одни пары справляются с этим без особых затруднений, а другие начинают скандалить, принципиально не желая «поступаться своими принципами». Причина тому – нежелание выслушать и п ...

Профессиональная деятельность супругов как одна из причин конфликтных ситуаций в современной семье
Принято считать, что в сфере занятости имеет место горизонтальная профессиональная сегрегация, т.е. асимметричное расположение мужчин и женщин в профессиональной структуре. Так по данным Калабихиной (Калабихина И. Социальный пол и проблем ...

Функции и структура корпоративной культуры
Корпоративная культура явление сложное, имеющее не только свою структуру, но и обладающее рядом функций. Эти функции являются схожими с функциями культуры в целом. «Современные ученые отмечают полифункциональность культуры, т.е. множест ...