Внутри психологического параметра важными являются причины и цели обмана, синтезированные в мотивах, роль эмоций в генезисе лжи. Доминирующими эмоциями, стимулирующими ложь/обман, являются страх, боязнь, малодушие. Первопричиной лжи и обмана являются любовь к близким, жалость, сострадание, желание защитить. Помимо перечисленных доминирующих эмоций ложь и обман стимулируются также жадностью, тщеславием, завистью [50].
Б.С.Шалютин считает, что лгут все. При этом цели лгущего могут быть разнообразны: формирование или сохранение отношения адресата к чему-либо, воздействие на его поведение, текущее состояние, устойчивые характеристики, наконец - на само существование адресата [60]. Одним из мотивов выступает самозащита - термин, который ввел Мюррей для обозначения потребности защитить себя от критики, вербально оправдать свои действия [4]. По К.Мелитану, человек лжет, чтобы соблюсти элементарные правила вежливости, или, привыкнув, прибегает ко лжи всегда, когда это для него выгодно [8]. Истоки формирования мотивации обмана, установление причин, по которым он считает нужным умолчать о некоторых известных ему фактах, по мнению В.В.Знакова, следует искать в ролевой позиции, а также в моральных принципах субъекта [28]. М.А. Красников пишет, что сокращение имеющихся взаимоотношений лжеца со своим партнером и изменения этих отношений в желательную для лжеца сторону является одним из важнейших мотивов лжи в межличностном общении [5,33]. Для субъекта, скрывающего правду, ложь выступает своеобразной мотивацией. Через нее он «вплетен» (по С.Л. Рубинштейну) в жизнь другого человека (сопереживает, проявляет эмпатию). Высказывания лгуна могут и не совпадать с действительными мотивами, сознательно маскируя первопричину лжи. [38].
На сегодняшний момент существует достаточно большое количество публикаций, посвященных изучению мотивации детской, подростковой лжи, это работы И.П. Шкуратовой [63,64,65], Е.В. Зинченко [23], Е.А. Душиной [16], А.В. Павлюк [49] и др. [35,37,38,41,57,72]. Подростки часто лгут потому, что компания сверстников ждет от них каких-то одних решений и поступков, а взрослые требуют совершенно других; невозможность что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи [49]. Данная проблема актуальна, так как невинная, на первый взгляд, детская ложь нередко становится серьёзной проблемой. Важно знать мотив лжи (почему ребёнок обманул) и ее последствия (на кого и как повлияла ложь). Осознание мотива лжи помогает родителям принять решение, как себя вести, чтобы ребенок не солгал снова. Ранняя диагностика мотивов детской лжи может предупредить переход отдельных лживых поступков в лживость как устойчивое личностное качество [35,38,41,72].
Анализ работ, посвящённых данной проблеме позволяет нам выделить следующие мотивы лжи:
-
Криминальный
(мошенничество – обман ради наживы)
- Страх перед наказанием (трусость)
- Способ нанести вред другому
- Способ получить выгоду для себя за счёт других (манипуляция)
- Защита других (стремление не огорчать, ложь во благо)
- Ложь ради удовольствия, ложь для красного словца (фантазирование, развлечение, шутка)
- Псевдология
(мифомания) – патологическая склонность ко лжи (восторг надувательства)
- Ложь как реакция протеста и средство компенсации физического и психического дефекта личности
- Желание получить что-то, чего иначе не получишь
- Защита своего внутреннего мира
(самозащита, термин ввёл Мюррей)
Другие статьи:
Понятие клинико-психологической диагностики
Клиническая психология - частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология, анализ условий возни ...
Причины возникновения конфликтов в организациях.
У всех конфликтов есть несколько причин. Нам надо знать причины для того, чтобы разрешить существующий конфликт и предотвратить возможный. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозавис ...
Анализ эмоционального состояния детей младшего школьного возраста
Был проведен опрос учащихся третьих классов, используя методику незаконченных предложений, что позволило не только выявить эмоциональное состояние учащихся после просмотра телевизионных передач, но и определить круг жизненных ценностей, ф ...