Когнитивные теории эмоций

Страница 2

Эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки. Лазарус и его сотрудники представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция является комплексным ответом, составленным из трех различных подсистем. Объяснение ими активации или причины эмоции аналогичны принятым в классической психоаналитической теории Фрейда и, в сущности, идентичны схеме, предложенной Арнолд.

Первый компонент их системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.

Второй компонент - оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.

Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция. Они наиболее полно исследованы в патологии эмоций и поведения.

Экспрессивные ответы включают прежде всего мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Средства выражения разделены на два типа: биологические и приобретенные.

Третий тип ответа - инструментальная реакция - может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Все они целенаправленны. Функция символов - сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации. Символы могут также маскировать нежелательный аффект. Средства - сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи - культурально обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания [8; c. 102].

Большинство людей полагают, что чувства иррациональны и мешают принятию правильных решений. Действительно, бурные эмоции часто приводят к неблагоразумным решениям, однако именно чувства подсказывают нам, какое личное решение может сделать нас счастливым. Без эмоционального наполнения невозможно установить нормальные межличностные отношения. Наше сопереживание собеседнику увеличивает близость между нами, усиливает понимание и помогает найти верное решение. С помощью определенных эмоций мы можем корректно выразить свое раздражение или дать почувствовать свое несогласие во время беседы, тем самым направив поиск решения в подходящее русло и не дав нашему негодованию скопиться и со временем вылиться в гнев. Фактически, умение узнавать и выражать свои эмоции существенно необходимо для коммуникационных отношений самоутверждения и управления гневом. Наконец, трудно представить себе пустую, эмоционально не наполненную семейную жизнь или воспитание детей [28; с.50].

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Трудные ситуации и психическое здоровье
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть вс ...

Управление отношениями
Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отче ...

Федеральные и целевые программы по профилактике и борьбе со СПИДом
С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 ...