Понятие эмоций в психологических исследованиях

Страница 3

8. Эстетические эмоции.

Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее, в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства - радость, гнев, тоску, и т.д. Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим миром предметов.

9. Гедонистические эмоции.

Сюда относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции(от франц. Acquisition- приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практической нужды в них [19 - c.109].

Данную классификацию считают "открытой", подразумевая, что число выделенных эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.

В отечественной психологии распространена традиционная классификационная схема, выделяющая аффекты, чувства, собственно эмоции, настроения. Зарубежная психология, также не ушла дальше. Некоторые авторы добавляют еще чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека.

Традиционная классификационная схема не имеет единого основания, заменяя его перечислением специфических отличий выделяемых классов. Скорее она представляет собой попытку систематического описания. Рассчитывать на простую линейную классификацию эмоций из-за их многогранности, сложных отношений с предметным содержанием, способностью к слиянию и т.д. не представляется возможным. Сегодня психология располагает рядом независимых признаков и оснований для деления эмоциональных явлений, а существующие классификационные схемы, акцентируют какое - либо из этих делений, или вводят их в той или иной последовательности и сочетании [38].

Эмоции различаются по мoдальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, вoздействию на организм (стенические - астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например на себя на других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения [22]. При попытке разобраться в существующих классификациях важно уточнить, что именно подвергается различению: эмоциональные переживания, или целостные эмоциональные явления.

При описании разнообразия эмоциональных переживаний выделяют некоторый перечень базовых эмоций, иногда их еще называют прототипными или первичными. Но их существование не является общепринятым. В какой-то степени это мнение подтверждается несоответствием, свойственным выделить базовые эмоции. Б. Спиноза выделяет три базовые эмоции, Р. Декарт - шесть, у современных авторов - от двух до одиннадцати. Количественному несоответствию сопутствует качественное, это свидетельствует о том, что за исключением различия эмоциональных переживаний по знаку, рассматриваемая сама по себе модальность эмоций, не обнаруживает других явных признаков упорядоченности [22].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Психологическая природа мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, ...

Отличие материнской любви от других видов любви
«Любовь – удовлетворительный единственный ответ на вопрос о проблеме существования человека», - говорит Э. Фромм. Однако что же такое любовь? Достаточно чёткого определения ещё не удалось дать никому. И эта трудность появляется, прежде вс ...

Обработка результатов
Можно предположить, что размышления о мышлении позволили испытуемым экспериментальной группы сформировать целостное видение ситуации действования (т.е. проблемной ситуации и возможностей ее преобразования), в рамках которого они могли про ...