Понятие эмоций в психологических исследованиях

Страница 6

В соответствии с когнитивно-физиологической теoрией эмoций, предложенной С. Шехтером, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение, и у человека возникает необходимость оценить его содержание, то есть ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмoций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов [22]. В познавательной теории эмоций М. Арнольд - Р. Лазаруса, в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. В концепции Р. Лазаруса центральной является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие "оценка" остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению.

Два главных положения в концепции Р. Лазаруса:

1) Каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки 2) Эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции. Центральным понятием концепции Лазаруса является угроза, понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов [29,30].

В информационной теории эмоций П.В. Симонова, главным является то, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П.В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде "формулы эмоций":

Э = П (Ин-Ис),

где Э-эмоция; П-потребность; Ин-информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис-информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

В дальнейшее теория Симонова подверглась серьезной критике со стороны таких авторов как Додонов, Ломов, Раппопорт. Надо отметить и то, что "формула эмоций" встретила поддержку у таких авторов как Смирнов, Шингаров.

В дифференциальной теории эмоций предложенной К. Изардом объектом изучения являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, смущение, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Понятие брак и его основные виды
Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в дву ...

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с понима ...

Влияние особенностей воображения на развитие креативности у дошкольников
Результаты исследования творческих способностей представлены в таблицах 7 и 8. На данном этапе исследования предполагалось изучение различных проявлений творческих способностей дошкольников в речевой и изобразительной деятельности. Резу ...