Психологическая природа тревоги

Страница 3

Ряд ученых рассматривает тревогу как социально-обусловленное свойство личности. Н.В. Имедадзе, называет тревогу специфически социализированной эмоцией. Его экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревоги у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах. В этом же аспекте анализирует тревогу В.Р. Кисловская [27]. На основании исследования она показала, что уровень тревоги надежно коррелирует с социометрическим статусом. Работы Н.Д. Левитова рассматриваются также в области социально-обусловленного свойства, но уже характера.

Анализируя проблему тревоги, автор отмечает, что было бы неправильным считать страх и тревогу синонимами. Часто бывает, когда тревожащие нас состояния не сопровождаются страхом. В тех же состояниях тревоги, где страх переживается, он специфичен. В состоянии тревоги на первый план выступает вторая сигнальная система.

Автор также отмечает, что было бы неверным считать всегда тревогу отрицательным состоянием. Так, ученый антиципирует возможные возражения, критику. Чем более он видит недостаточность своего материала и своей аргументации, тем острее он переживает состояние тревоги. При этом в большинстве случаев не происходит дезорганизации деятельности. Н.Д. Левитов относит к тревожным такие психические состояния, которые вызываются возможными или вероятными неприятностями, а также изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающиеся в специфических переживаниях и реакциях.

Автор акцентирует внимание на различении беспокойства, тревоги как психического состояния и как более или менее устойчивой черты личности. При этом он отмечает, что в решении проблемы тревоги в структуре и формировании личности остается много неясного. Рассматривая тревогу в характерологическом плане, автор представляет в общих чертах следующую схему.

Беспокойство, тревога как черта характера положительная имеет следующие характеристики: адекватность раздражителям, самоконтроль. Беспокойство, тревога как черта характера отрицательная имеет следующие характеристики: неадекватность раздражителя; ослабление самоконтроля.

Тревога имеет отрицательное значение именно в тех случаях, когда она неадекватна объектам и ситуациям, имеет такие формы, которые свидетельствуют о потере самоконтроля, и плохо изживаются. Таким образом, Н.Д. Левитов рассматривает тревогу как черту характера, качественная сторона которой зависит от адекватности реальной действительности [5].

Сходной позиции придерживается Л.С. Выготский. Хотя в своих работах слово "тревога" он не употребляет, однако Л.С. Выготский рассматривает тревогу как свойство характера. Л.С. Выготский отмечает, что ни одно инстинктивное поведение животного не может быть нами правильно понято, если мы не знаем его финальной цели. Так же и у человека, финальный характер психологических актов, их направленность на будущее выступают уже в самых элементарных формах поведения.

У И.П. Павлова этот фундаментальный акт закрепился в термине "рефлекс цели". В процессе работы он пришел к заключению, что должен быть установлен особый безусловный рефлекс - рефлекс цели. При этом цель является первопричиной всякого развития. Л.С. Выготский отмечает, что два основных психологических положения - объяснение психической установки из будущего и принцип компенсации в развитии психики - оказываются внутренне связанными, одно является динамическим продолжением другого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Виды конфликтов
Помимо выявления общих свойств и функций конфликтов в конфликтологических исследованиях и на практике всегда повышенное внимание уделялось определению вида. 1. Внутриличностный конфликт. Он проявляется на единичном уровне, у конкретной ...

Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, ...

Объяснения жестокого обращения с детьми
Исторически исследования насилия над детьми можно отнести к трем основным парадигмам: психиатрической, социологической и ситуационной. Психиатрическое объяснение. Психиатрическая модель концентрирует внимание на личностной и семейной био ...