Психологическая природа тревоги

Страница 8

Р. Мэй замечает, что способность испытывать тревогу не основывается на обучении, но качественные особенности и конкретные формы тревоги у данного человека складываются в процессе обучения [33].

Карл Юнг не систематизировал представления о тревоге, он не занимался проблемой тревоги. Однако он считал, что тревога является реакцией человека на вторжение в его сознание иррациональных сил и образов из коллективного бессознательного. Тревога, таким образом, есть страх перед силой коллективного бессознательного. Этот страх мешает людям понять тот факт, что они боятся осознавать сами себя. Н.К. Гольдштейн считает, что тревога вызывается опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Но так как различные люди считают своими жизненно важными ценностями различные вещи, это формирует различные вариации того, как они переживают смертельную угрозу.

К.Е. Изард замечает, что сильный страх является по своей природе трофотропическим, а умеренный и слабый - эрготропическим. Он ссылается на работы Е. Гельгорна, в которых приводятся убедительные доказательства того, что тревога характеризуется одновременным функционированием эрготропической и трофотропической систем [5, 21].

Еще одна группа работ, важных для понимания тревоги, касается исследований людей в реальной жизни. Так, И. Тейхман изучал реакции людей, получивших известие о смерти членов своей семьи. Ч. Форд приводит описания переживаний участников инцидента с судном "Пуэбло". Больше половины опрошенных говорили о том, что тревога была связана с непредсказуемостью поведения их тюремщиков.

Было установлено, что люди, сохранившие веру в своего офицера, в свою религию или страну, лучше справлялись с состоянием тревоги, пребывая в заточении. Ч. Форд также приходит к выводу, что люди, пережившие эту ситуацию, в качестве защиты использовали мощное вытеснение. Интересно также другое открытие: долговременная психологическая реакция на интенсивную тревогу может быть значительно более сильной, чем реакция острая. Исследования взаимосвязи между изменением условий жизни и тревогой показали, что любое изменение привычного стиля жизни требует адаптации. Поэтому оно провоцирует тревогу.

Важность развития бихевиористских теорий заключается в переориентации исследователей с анализа переживаний индивида на изучение его поведения и связей поведенческих реакций с внешней ситуацией. Страх и тревожность, как приобретенную мотивацию многие авторы изучали в терминах вторичного подкрепления. В работах Уорнера, Маурера, Миллера содержатся экспериментальные данные и различные истолкования данной проблемы. В экспериментах с крысой Миллер делает выводы, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения [33].

Важным является также факт, что у отдельных испытуемых угасание приобретенного навыка происходит крайне медленно. Ж. Ньютен замечает, если приобретенный страх тождествен первичной потребности, то почему реакция угасает. Следует рассматривать приобретенный страх не как потребность, а скорее как эмоциональную реакцию на ситуацию, выступающую в качестве сигнала. Истинной потребностью в этой ситуации является потребность избегания электрического удара, предвещаемого этим "сигналом", иначе, потребность в безопасности [5].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Деформация личности ребенка
Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях мо ...

Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования
Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% меди ...

Концепция копинга: определение, функция и виды
Термин «coping» впервые был использован в 1962 г. Л. Мерфи [35] в контексте стремления индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, является врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой – приобретенной, ...