Психологическая природа тревоги

Страница 9

Работы О.Х. Маурера нельзя отнести ни к одной из школ, поскольку концепции, которые он развивал и менял, отражают целый ряд различных направлений психологии. Вначале О.Х. Маурер придерживался чисто бихевиористских взглядов и создал теорию тревоги, построенную на концепции стимул-реакция. Позже автор перешел к теории обучения. Впоследствии, изучая усвоение отклоняющегося поведения у крыс, он переориентировался на вопросы клинической психологии. Занимаясь последней проблемой, О.Х. Маурер написал ряд работ, посвященных вопросам вины и ответственности, а также их значению в психотерапии.

Тревога является одним из важнейших мотивов обучения, человек обучается симптоматическому поведению потому, что оно снижает тревогу. В настоящее время в психологии обучения эта гипотеза пользуется всеобщим признанием.

В своих последних представлениях о тревоге О.Х. Маурер разделяет представления 3. Фрейда о механизме происхождения тревоги. Однако отмечает О.Х. Маурер, 3. Фрейду не удается полностью понять сущность самого феномена тревоги, поскольку он пытается объяснить тревогу с помощью инстинктов и не понимает значения социального контекста для личности. Тревога возникает вследствие вытеснения "Супер-Эго".

По его мнению, стремления психоаналитиков растворить "Супер-Эго" слишком часто приводят к "глубокому нарциссическому спаду", не способствуют росту и зрелости. Тогда как по мере взросления нормального человека социальная ответственность становится позитивной и конструктивной целью. О.Х. Маурер считал, что тревога играет конструктивную и важную роль в развитии человека [33].

В рабoтах Ричарда Лазаруса, ключом к пониманию тревoги служит то, как человек оценивает ситуацию. Он считает, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека С точки зрения Р. Лазаруса, существуют специфические связи между способом, посредством которого индивидуум оценивает свое отношение к окружающей обстановке, и эмоцией, которую он переживает [29].

Таким образом, тревога - это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

Выводы по главе 1

В результате теоретического анализа по проблеме исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги получены следующие выводы.

Эмоции - (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Эмоциональный интеллект - это устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению эмоций.

Тревога - это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
В социальной сфере тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты. К социальным факторам о ...

Виды конфликтов
Помимо выявления общих свойств и функций конфликтов в конфликтологических исследованиях и на практике всегда повышенное внимание уделялось определению вида. 1. Внутриличностный конфликт. Он проявляется на единичном уровне, у конкретной ...

Мужчина и женщина в религиозном аспекте.
Мифы о сотворении мира и человека, о первых человеческих шагах и начале истории придавали осмысленность жизни наших предков. Только благодаря мифам религиозный человек мог жить в мире, мог видеть мир – видеть в нем смысл. Мифы отвечали н ...