Психологическая природа тревоги

Страница 9

Работы О.Х. Маурера нельзя отнести ни к одной из школ, поскольку концепции, которые он развивал и менял, отражают целый ряд различных направлений психологии. Вначале О.Х. Маурер придерживался чисто бихевиористских взглядов и создал теорию тревоги, построенную на концепции стимул-реакция. Позже автор перешел к теории обучения. Впоследствии, изучая усвоение отклоняющегося поведения у крыс, он переориентировался на вопросы клинической психологии. Занимаясь последней проблемой, О.Х. Маурер написал ряд работ, посвященных вопросам вины и ответственности, а также их значению в психотерапии.

Тревога является одним из важнейших мотивов обучения, человек обучается симптоматическому поведению потому, что оно снижает тревогу. В настоящее время в психологии обучения эта гипотеза пользуется всеобщим признанием.

В своих последних представлениях о тревоге О.Х. Маурер разделяет представления 3. Фрейда о механизме происхождения тревоги. Однако отмечает О.Х. Маурер, 3. Фрейду не удается полностью понять сущность самого феномена тревоги, поскольку он пытается объяснить тревогу с помощью инстинктов и не понимает значения социального контекста для личности. Тревога возникает вследствие вытеснения "Супер-Эго".

По его мнению, стремления психоаналитиков растворить "Супер-Эго" слишком часто приводят к "глубокому нарциссическому спаду", не способствуют росту и зрелости. Тогда как по мере взросления нормального человека социальная ответственность становится позитивной и конструктивной целью. О.Х. Маурер считал, что тревога играет конструктивную и важную роль в развитии человека [33].

В рабoтах Ричарда Лазаруса, ключом к пониманию тревoги служит то, как человек оценивает ситуацию. Он считает, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека С точки зрения Р. Лазаруса, существуют специфические связи между способом, посредством которого индивидуум оценивает свое отношение к окружающей обстановке, и эмоцией, которую он переживает [29].

Таким образом, тревога - это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

Выводы по главе 1

В результате теоретического анализа по проблеме исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги получены следующие выводы.

Эмоции - (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Эмоциональный интеллект - это устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению эмоций.

Тревога - это отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Виды воздействия группы на индивида
Группа может влиять на индивидуума различными способами. Например, одним своим присутствием груп­па может иногда изменить производительность человека. Этот процесс называется общественной помощью. При этом во всех слу­чаях, за одним главн ...

Результаты исследования по авторской проективной методике "Подарок"
Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности. Диаграмма 2.7.3. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КГП ...

Влияние личностных особенностей на формирование образа профессионального будущего у молодого специалиста
Локус контроля - как личностный фактор, влияющий на образ профессионального будущего Понятие локуса контроля предложил и впервые научно аргументировал Джулиан Роттер - американский психолог, представитель бихевиоризма. Роттер вывел данн ...