Заключение

В ходе работы была реализована цель исследования: выявлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и уровнем тревоги.

Теоретический анализ позволил сделать следующие выводы об эмоциональном интеллекте и взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревогой.

Эмоциональный интеллект можно охарактеризовать, как способность человека, определять какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.

Эмоциональный интеллект дает возможность понимать эмоции, испытываемые другими людьми, по их вербальному и невербальному поведению, дифференцировать проявления чувств людей, способствует умению определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации, в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции.

К эмоциональному интеллекту так же относится умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств, способность вызывать нужную эмоцию в людях.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги обусловлена тем, что высокий уровень эмоционального интеллекта влияет на способность человека распознавать и регулировать чувства, эмоции, как положительные, так и отрицательные. Человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет разобраться в себе и в причинах своих чувств, эффективно взаимодействует с внешним миром.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку за большим количеством негативных эмоций увидеть их причину, адекватно оценить ситуацию и отреагировать на нее разумно, следовательно, тревога, характеризующаяся как отрицательно окрашенная эмоция, выражающаяся ощущением неопределенности и ожиданием негативных событий, будет ниже.

Данные полученные в ходе эмпирического исследования показали наличие значимой отрицательной корреляции тревоги с показателями общего эмоциональный интеллекта (р≤0,01), внутреннего (р≤0,01) и социального (р≤0,01). Не обнаружено взаимосвязи тревоги и экзистенциального эмоционального интеллекта.

Полученные данные могут быть использованы для более объективного анализа проблем связанных с взаимосвязью эмоционального интеллекта и тревоги в профессиональном, промышленном, семейном консультировании в рамках которых, данная проблема может быть актуальной.

Полученные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и тревогой.

Другие статьи:

Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построе ...

Результаты исследования
Степень выраженности мотива достижения успеха у студентов факультета психологии 2 курса изучалась с помощью методики "Мотивация к успеху" Т. Элерса. В ходе проведения исследования с помощью данной методики были получены следую ...

Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии. По мнению Б.Г. Ананьева, педагогичес ...