Изучение фрустрационных реакций дошкольников

Страница 1

Результаты исследования, полученные при помощи методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Таблица №3

Частота встречаемости фрустрационных реакций в исследуемых группах

дошкольников

Реакция

Дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Дошкольники, имеющие родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности

Экстрапунитивная

33.3%**

66.7%**

Интропунитивная

60%*

40%*

Импунитивная

46.7%

55%

«с фиксацией на препятствия»

60%

50%

«с фиксацией на самозащите»

40%**

85%**

«с фиксацией на удовлетворении потребности»

73.3%**

30%**

Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости ρ≤0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,01

Проверим различия по показателю «Экстрапунитивная реакция», используя угловой критерий Фишера.

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта.

Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные: φ = 2*arcsin(), где P - процентная доля, выраженная в долях единицы.

При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.

Гипотезы критерия Фишера

H0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

H1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Итак, проверим различия по показателю «Экстрапунитивная реакция»,

Для выполнения расчетов, мы предполагаем, что возможны две гипотезы:

Н0: Доля лиц, выбравших «Экстрапунитивную реакцию в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности не больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности

Н1: Доля лиц, выбравших «Экстрапунитивную реакцию» в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности.

φ* эмп = 2,53

φ*эмп > φ*кр

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается

Н1 принимается: Доля лиц, выбравших «Экстрапунитивную реакцию» в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности .

Проверим различия по показателю «Интропунитивная реакция».

Для выполнения расчетов, мы предполагаем, что возможны две гипотезы:

Н0: Доля лиц, выбравших «Интропунитивную реакцию» в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности не больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.

Н1: Доля лиц, выбравших «Интропунитивная реакция» в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.

φ* эмп = 1,795

φ*эмп > φ*кр

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности Н0 отвергается

Н1 принимается: Доля лиц, выбравших «Интропунитивную реакцию» в группе дошкольников, имеющих родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности больше, чем в группе дошкольников, имеющих родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Анализ результатов исследования.
1. Результаты исследования по тесту К.Томаса по определению стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях у девушек из 11ых классов представлены в таблице №1. Определение стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуац ...

Психологическая природа мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, ...

Подходы к изучению корпоративной культуры в психологии
В начале 50-х. годов, когда значение корпоративной культуры в работе организации больше не могли игнорировать, появились первые публикации по этому вопросу. В настоящее время корпоративная культура является достаточно хорошо изученным явл ...