Внутриличностные конфликты

Виды конфликтов » Внутриличностные конфликты

Страница 1

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Отечественные исследователи (см., например, Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А Кармина и др.) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.

1. Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни.

2. Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств представлены в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

3. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена, встречаются в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера.

Специфика внутриличностного конфликта состоит в следующем:

1. особенность структуры конфликта – отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

2. специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

3. латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Внутриличностные конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

· результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

· возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, который выводил их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.

1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.

2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).

3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.

Э. Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:

возраст

Содержание кризиса

1

0-1 год

Доверие-недоверие

2

1-3 года

Автономия – стыд, сомнение

3

3-6

Инициатива – чувство вины

4

6-12

Трудолюбие – чувство неполноценности

5

12-19

Я-идентичность – смешение ролей

6

20-25

Близость-изоляция

7

26-64

Порождение, творчество – застой

8

65 - смерть

Интеграция - отчаяние

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Характеристика процедуры и методов исследования
Для исследования образа родительской и своей семьи, удовлетворенности браком был использован блок диагностических методик: 1. Методика Шкала Семейного окружения (ШСО), адаптированная С.Ю. Куприяновым (1985). В ее основе лежит оригинальна ...

Депрессия и ее эволюционное развитие
Депрессивные синдромы (лат. depressio подавленность, угнетение; синдром, сининонимы: депрессия, меланхолия) – психические расстройства, основным признаком которых является подавленное, угнетенное, тоскливое настроение, сочетающееся с рядо ...

Требования к личности учителя
Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н Гоноболиным ...