Многоликая мнемотехника

Другая психология » Виды мнемотехники » Многоликая мнемотехника

В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов запоминания, в котором трудно увидеть какую-либо систему

Другим недостатком книг по тренировке памяти является полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов запоминания. Без теории трудно создать эффективную мнемоническую систему.

Также следует скептически относиться к заявлениям авторов о том, что именно они изобрели метод Цицерона и вообще придумали мнемотехнику. Мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашу жизнь. Вспомните басню Крылова: «…слона то я и не заметил».

Выделяют шесть направлений мнемотехники:

- народная мнемотехника;

- классическая мнемотехника;

- педагогическая мнемотехника;

- цирковая (эстрадная) мнемотехника;

- спортивная мнемотехника;

- современная мнемотехника.

Рассмотрим вкратце каждое из этих направлений.

2. Народная мнемотехника

К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон.

Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо клюкнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит - это то же мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический метод.

Мозг человека не умеет запоминать числовые сведения, поэтому каждый человек придумывает свои собственные приемы для запоминания телефонных номеров. Как правило, эти приемы у всех примерно одинаковые. Широко распространен прием кодирования по созвучию, используемый для запоминания новых терминов или иностранных слов. Часто неосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.

Количество приемов народной мнемотехники ограничено, их можно пересчитать по пальцам. И эти приемы у всех примерно одинаковые. Это, по-видимому, связано с тем, что прямо или косвенно нас обучают этим приемам родители, в детском садике, школе. Используемые приемы, как правило, не осознаются; их эффективность крайне низкая, они не имеют научного обоснования и не представляют собою какой-либо системы запоминания. Но они помогают запоминать. Ведь каждый человек помнит какое-то количество исторических дат, имен, адресов, телефонных номеров. Все эти сведения запоминаются нами благодаря приемам так называемой народной (широко распространенной) мнемотехники.

Другие статьи:

Метод обобщения независимых характеристик.
Суть этого метода заключается в том, что учителя, работающие в том или ином классе, дают свою характеристику школьникам. С этой целью можно привлечь и других лиц: родителей, одноклассников, школьного врача и т.д. После этого классный руко ...

Анализ контрольного этапа эксперимента
Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особ ...

Стресс-совладающее поведение (копинги)
Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [Никольская, Грановская, 2000, стр. 70]. Четыре года спустя, в [[1966]] году Р. Лазарус в св ...