Неосознанное внешнее наблюдение.

Страница 2

Ключ связи категорий в системе Бейлза

6-7 – проблема ориентации;

5-8 – проблема оценивания, мнений;

4-9 – проблема контроля

3-10 – проблемы нахождения решений;

2-11 – проблемы преодоления напряженности;

1-12 – проблема интеграции

М. Битянова предлагает видоизмененную схему, в которой сохранены параметры Бейлза, но фиксируется изменение поведения человека или взаимодействия группы людей в течение определенного времени. В этом случае в таблице по вертикали располагаются параметры схемы, а по горизонтали — временные отрезки (схема 3):

Схема 3. Схема наблюдения Бейлза в интерпретации М. Битяновой

Сфера позитивных (и смешанных) эмоций

Сфера постановки проблем

Сфера негативных (и смешанных) эмоций

Сфера решения проблем

Соглашается

Снимает напряжение

Демонстрирует дружелюбие

Запрашивает информацию

Просит высказать мнение

Запрашивает предложения

Не соглашается

Ведет себя напряженно

Демонстрирует недружелюбие

Дает информацию

Высказывает мнения

Выдвигает предложения

Невербальное общение

Вербальное общение

Применение схемы Бейлза дает материал, который может быть с успехом использован в консультировании, в обучающей и развивающей работе как с конкретным человеком, так и с группой. После приобретения опыта в использовании схемы, результатами наблюдения можно заменить другие громоздкие и неестественные процедуры. Например, тестирование.

Преимущества метода наблюдения:

· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;

· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;

· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;

· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;

· Оперативность получения информации;

· Относительная дешевизна метода.

Недостатки метода наблюдения

· Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов;

· На результаты наблюдения могут повлиять:

- настроение наблюдателя;

- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;

- предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);

- комплексность наблюдаемых ситуаций;

- усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);

- адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);

- ошибки моделирования.

· Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов;

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Анализ и интерпретация результатов
В исследовании, посвященном проблемам взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации студентов к обучению в вузе, по методикам Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) и Многоуровневый ли ...

Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы психологических позициях. Т ...

Детско-родительские отношения, как фактор развития успешного ребенка
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального обще ...